Найден «Сомъ», 99 лет пролежавший возле Швеции

История с подлодкой у берегов Швеции получилась еще и медийной — о том, как на восприятие факта влияет первое прочитанное по его поводу. А если не брать во внимание медийность — это просто хорошая история.

Вот, например, что дало "Радио Свобода ("У берегов Швеции обнаружена затонувшая мини-подлодка"): "Подводная лодка жёлтого цвета, видимо российского производства, обнаружена на дне Балтийского моря, примерно в полуторах морских милях от восточного побережья Швеции. Об этом сообщают местные СМИ".

Ах, тут сразу лирическая печаль: вот же, что сталось с битловской Yellow Submarine... Хотя, конечно, то, что она оказалась российской, как-то даже и ободряет. Но вот нет же, не все так романтично, надо первоисточники читать: "A Russian mini-submarine has been discovered at Swedish territorial waters not far from the Swedish coast". И где тут слово "желтая"?

Но РС жжот дальше: "Подводная лодка современной модели и принадлежит к классу так называемых мини-субмарин, размеры ее 20 метров в длину и 3 метра в ширину.. Как долго подлодка находится на дне Балтики, и что с ней произошло, до сих пор не ясно. На корпусе судна видны обозначения из русских букв". Господа, ну ё! Вот оригинал: "The submarine is about 20 meters long and three and a half meters wide. It is unclear how old the submarine is and how long it has been laying at the sea floor, but the Cyrillic letters on the hull indicates that it is Russian. Где тут о "современной модели"? Фрейд не Фрейд, но какие-то личные ожидания редакия РС тут осуществляет (через своего корреспондента в Стокгольме Ольгу Максе).

На основании творчества корреспондента РС добавляет бэкграунда: "В октябре прошлого года  шведские военно-морские силы в течение нескольких дней проводили операцию по поиску неопознанного подводного объекта в Стокгольмских шхерах. Поводом к ее началу послужил радиоперехват   радиопередачи неопознанного подводного объекта из шведских территориальных вод. Согласно источникам в шведской береговой обороне, это был не зашифрованный сигнал бедствия с российской подлодки, переданный на базу в Калининград. Российское военное ведомство тогда же заявило, что никаких "нештатных или аварийных ситуаций" с российскими кораблями не происходило".

Что следует в таком случае дальше? Дальше, понятно, пойдут  комментарии читателей, разумеется – все на актуальную тему, раз уж тут такой бэкграунд и, соответственно, контекст. Конкретно: "их могли бросить, когда поднялась шумиха. И не спасать". Вот так организуемый контекст и обуславливает восприятие. В самом деле, что ли читателям самим докапываться? Ну так вот зачем были эти домыслы в сторону и без того тяжелой темы? Чтобы ее размыть, что ли?

А по факту так, исходное заявление: "The discovery was made previous week by the Ocean X Team and Ixplorer.– The submarine is completely intact, have no visible damage to the hull and the hatches are closed. Therefore do we fear that the crew have not been able to save them self when the sub went down, says Stefan Hogeborn, divers in Ocean X Team.The submarine was found during an expedition where a camera equipped, unmanned mini-submarine of the model ROV, Remote Operated Vehicle, was sent down. Swedish Armed Forces was informed earlier today. Ocean X Team is now preparing for a new expedition, divers will be sent down to film and to investigate the submarine wreck more closely".

Словом, затопленная лодка не имеет видимых повреждений, она полностью задраена. По мнению Оcean X Team, вполне вероятно, что внутри субмарины могут находится тела членов экипажа. Пока все это — результаты деятельности удаленно управляемой камеры. Теперь же они собираются исследовать тему лично, в смысле – отправив туда уже и дайверов.

Ролик того, как камера ползает по судну, есть в шведском "Экспрессене" (картинки в тексте - скриншоты оттуда) . Что характерно, уже в анонсе к статье можно прочесть: "Ubåten som hittats på svenskt vatten har sannolikt legat under havsytan i 99 år. Per Andersson, tidigare medlem i ubåtsanalysgruppen, tror sig vara säker på att det är en rysk Catfish-ubåt som sjönk i Östersjön 1916". Ну, уж последнюю-то цифру понять можно. Ну и по состоянию лодки вопросов на тему ее современности как-то возникнуть и не могут. Хотя да, и в самом деле желтая - ил, ибо. И искусственное освещение. 

Чтобы еще более лучше понять данный шведский текст, можно посмотреть твиттер журналиста-редактора Bild Julian'а Röpcke: "99 years under the sea it seems. Maybe we have a match here: Som-class submarine". То есть, речь идет о лодке, затонувшей во время Первой мировой. А что до "Som-class submarine", то обнаруженная субмарина имеет примерно 20 метров в длину и три с половиной метра в ширину. Что примерно совпадает с габаритами подводной лодки "Сом", пропавшей возле Швеции в 1916 году (там было 19,3 м на 3,6 м).

А Alexey Kruglov уточнил в твиттере @JulianRoepcke: The "Ъ" letter is not used as a final letter after 1918 orthography reform. The final "Ъ" is seen on one of the sub photos". Надпись по старой орфографии, до 1918-го. Причем там, в видео, палка перед этой "Ъ" похожа на кусок буквы "М", то есть , вариант "СОМЪ" вполне реален.

То есть, всем миром и выяснили что это такое. Причем, конкретно. А тогда это тоже интересная история. Вот, хотя бы, вики: "«Сом» («Fulton») — российская подводная лодка, построенная в США по проекту Holland-VIIR Джона Филипа Голланда... спущена на воду 2 июня 1901 г. на верфи Льюиса Никсона (США). 28 апреля 1902 г. ... 28 апреля 1904 г. с Невским заводом, как с представителем фирмы Голланд, был заключен договор на покупку ПЛ «Фультон» с доставкой её в готовом и исправном виде без торпедного оружия в один из портов Балтийского моря". Затем лодку отправили на Дальний Восток (потому что война с Японией), а в июле 1915 г. перевезли на Балтику.

Далее так: "ПЛ «Сом» неоднократно выходила на дежурство утром на рассвете, с темнотой возвращаясь на базу. 10 мая 1916 г. в 4 часа утра ПЛ «Сом», осуществлявшая патрулирование в районе Оландсгафа, погибла при подводном столкновении со шведским пароходом «Ингерман-ланд». Как засвидетельствовал капитан парохода, он заметил перископ, возвышающийся над водой на 1 м, на расстоянии 150 м. Лодка шла параллельным курсом, а затем повернула к пароходу. Решив, что его хотят осмотреть, капитан застоприл ход. Перископ внезапно скрылся под воду, а лодка ударила пароход в подводной части. Больше лодка не показывалась. Вместе с лодкой погиб и её боевой экипаж — 2 офицера и 16 нижних чинов‪".

Там еще такая история: "Подводные лодки типа «Сом» — серия российских подводных лодок, построенных в 1904—1906 годах по образцу американской субмарины «Fulton» проекта Holland-VIIR Джона Филлипа Голланда, получившей в России имя «Сом»". Серию строили именно из-за Русско-Японской войны.

Типичное импортозамещение, между прочим: "Наряду с ведущимися отечественными разработками велись работы по приобретению иностранных образцов. 27 февраля 1904 года Невский судостроительный завод получил от Морского технического комитета (МТК) заказ на строительство пяти подводных лодок по проекту Голланда. 28 апреля 1904 года подводная лодка «Fulton» проекта Holland-VIIR, построенная в 1901 году была куплена у фирмы Голланда и стала образцом для строительства серии в России. 31 мая 1904 года «Фултон» получил новое имя — «Сом». Корпуса лодок строились из российских материалов, а механизмы и оборудование закупались в США. 15 июня 1905 года начались ходовые испытания первой из построенных лодок, а к 25 мая 1906 года все пять лодок были сданы в эксплуатацию".

Закончилось, правда, все грустно: "Головная лодка проекта погибла в 1916 году. Остальные шесть лодок были захвачены Германией в 1918 году, затоплены Антантой в 1919 году". Вот они там все 7 на фотографиях: "Сом", "Щука", Пескарь, "Стерлядь", "Белуга", "Лосось" и "Судак".