НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Москва добилась компенсации за «Мистрали»

Вертолетоносц типа «Мистраль»
Вертолетоносц типа «Мистраль»
Фото: lopinion.fr

Разрыв контракта на поставку двух вертолетоносцев типа «Мистраль» обойдется Франции в 1,2 млрд евро. Об этом стало известно «Коммерсанту» от источников в военно-технической сфере.

 
Луи Готье

По данным собеседников издания, окончательные договоренности по компенсации были достигнуты в ходе переговоров вице-премьера Дмитрия Рогозина и французского генсека по обороне и национальной безопасности Луи Готье. Переговоры начались весной 2015 года и закончились на минувшей неделе.

Окончательная сумма, которую получит РФ, примерно вдвое больше, чем изначально предлагала французская сторона. Париж хотел вернуть лишь 784,6 млн евро — с учетом ежемесячных расходов на содержание кораблей в 5 млн. Москва настаивала на значительно большей сумме. Помимо выданного французам аванса в 892,9 млн евро, туда вошли средства, потраченные на обучение 400 моряков несостоявшегося экипажа вертолетоносцев, строительство инфраструктуры для базирования кораблей во Владивостоке и создание четырех палубных вертолетов Ка-52К, разработанных специально под «Мистрали». Общая сумма составила 1,163 млрд евро. По данным источников газеты, эти деньги будут возвращены полностью, также ним добавятся «расходы, связанные с демонтажем и разгрузкой с кораблей российского оборудования». Снимать оборудование с «Владивостока» и «Севастополя» французские и российские специалисты будут сообща. Для этого россияне в ближайшее время отправятся на верфи STX в Сен-Назере.

Домой они увезут системы управления и связи. Кормовые части, произведенные на Балтийском заводе, никто отпиливать не будет — Минобороны РФ выдаст французской стороне сертификаты конечного пользователя на них, когда будут возвращены деньги. После этого Франция сможет продать корабли, куда пожелает. Как пишет «Российская газета», в числе потенциальных покупателей могут выступить Австралия, Бразилия, Канада и Алжир. Слухи о том, что корабли выкупит НАТО, опровергли в самом альянсе.

30 июля помощник российского президента по вопросам военно-технического сотрудничества Владимир Кожин сообщил РИА Новости, что сумма компенсации по «Мистралям» согласована, а соглашение о расторжении контракта может быть подписано «в самое ближайшее время». «Коммерсантъ» предполагает, что об отмене сделки на следующей неделе (3-9 августа) объявят лично Владимир Путин и Франсуа Олланд. По информации газеты, вопрос с выплатой компенсации будет закрыт уже в первой декаде августа.

 

Десантный вертолетоносный корабль-док типа «Мистраль» разрабатывался во Франции с 1997 года. Корабль предназначен для десантирования военнослужащих, обеспечения полетов вертолетов, может служить командным центром военной операции и использоваться как плавучий госпиталь.

17 июня 2011 года «Рособоронэкспорт» и французская госкомпания DCNS подписали контракт о строительстве для России двух «Мистралей», позднее получивших имена «Владивосток» и «Севастополь». По контракту первый корабль должен был перейти России в 2014 году, а второй — в 2015-м. Общая сумма контракта составила около 1,2 миллиарда евро.

«Мистрали» предназначались для морской пехоты — чтобы обеспечить долговременное присутствие российского воинского контингента в отдаленных районах, где нет военных баз РФ. Кроме того, «Мистрали» были призваны заменить тяжелый крейсер «Адмирал Кузнецов» и его стареющее авиакрыло. Также российский флот получал полноценные корабли управления.

По требованию российской стороны конструкция «Мистралей» была существенно доработана. В частности, состав сплавов стали для корпусов кораблей был изменен до ледового класса, что позволило бы применять корабли на севере. Была увеличена высота судов для размещения на них боевых вертолетов типа Ка-28 и Ка-52К. В конструкции кораблей также были предусмотрены места для установки дополнительного вооружения: средств ПВО, скорострельного артиллерийского оружия и крупнокалиберных автоматических установок. Все это позволяло применять вертолетоносцы в открытом море и уменьшить количество надводных кораблей охранения.

Как писало в своей справке РИА Новости, около 40 % работ по строительству двух кораблей выполняли российские производители. Так, на Балтийском заводе в Петербурге велось строительство кормовой части, которая в июле 2013 года была доставлена во Францию и прикреплена к остальному корпусу судна.

В октябре 2013 года был спущен на воду корпус корабля «Владивосток». Затем проводилось дооснащение корабля и его испытания.

 
Дмитрий Рогозин

В июне 2014 года 400 российских моряков — два экипажа вертолетоносцев — прибыли в Сен-Назер для обучения управлению «Мистралями». В сентябре «Владивосток» впервые вышел в море с российско-французском экипажем (по 200 человек с той и с другой стороны).

В ноябре 2014 года был спущен на воду второй вертолетоносец того же типа — корабль «Севастополь». По контракту он должен был прибыть в Петербург из Франции в ноябре 2015 года.

Однако после присоединения к России Крыма и начала военных действий в Донецкой и Луганской областях Украины Франция заморозила передачу вертолетоносцев России. В сентябре 2014 года президент Олланд объявил, что решение о поставках «Мистралей» будет зависеть от развития событий на Украине. К маю 2015 года стало ясно, что контракт будет расторгнут. Обсуждалась лишь сумма компенсации.

За месяц до этого президент Путин во время «Прямой линии» заявил, что Россия отказалась от неустоек в связи с непоставкой «Мистралей». «Я исхожу из того, что действующее руководство Франции, французы — люди порядочные и деньги нам вернут. Мы не намерены требовать каких-то там неустоек, штрафов запредельных, но надо, чтобы все издержки, которые мы понесли, были возмещены», — сказал он. Судя по всему, Москва слово сдержала.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.