НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Сессна» сцепилась с «Робинзоном»

Авиакатастрофа над Истринским водохранилищем
Авиакатастрофа над Истринским водохранилищем

Девять человек, в том числе двое детей, погибли в авиакатастрофе, которая произошла над Истринским водохранилищем (Московская область) в минувшую субботу. Прогулочный гидросамолет Cessna 206, на борту которого находились пять человек, на высоте несколько десятков метров задел винт вертолета Robinson 44, после чего обе машины рухнули в воду и затонули в полукилометре от берега.

Основной причиной авиакатастрофы считается ошибка пилота гидроплана Михаила Ермольчева. Многочисленные свидетели эту версию подтверждают. По их словам, пилот гидроплана совершал опасные маневры и, не рассчитав дистанцию, допустил столкновение. За штурвалом вертолета находился его владелец Вадим Бахтияров, в прошлом чемпион мира по мотопарапланерному спорту, мастер спорта международного класса. Следуя инструкциям, он предупредил диспетчеров о взлете с площадки Лечищево, предоставив план и маршрут полета.

Пилот гидроплана не сообщил органам контроля за воздушным движением о своем полете. Приблизительно в пять часов вечера он вылетел с площадки Шевлино и отправился на один из пляжей водохранилища, чтобы найти желающих совершить воздушную прогулку.

Очевидец происшествия Татьяна Володина рассказала, как за несколько минут до трагедии пилот гидросамолета подобрал с берега нескольких человек. «Мы видели, как в самолет садились дети, за 10 минут до падения. Видимо, самолет повез их кататься. Он очень долго не мог взлететь, еле-еле взлетал. Самолет сделал круг, зашел за поворот и все…», — сказала она.

Столкновение произошло примерно через пять минут после того, как гидроплан вместе с пассажирами взлетел с пляжа. Самолет набрал высоту, а затем стал снижаться и, задел поплавками винт Robinson. Пилот вертолета потерял управление, и обе машины рухнули в воду.

До того, как на место прибыли спасатели, свидетели катастрофы обнаружили в воде 14-летнюю Афелию. Ее выбросило из салона гидроплана еще в воздухе. Девочку нашли живой. На берегу ей оказали первую помощь, но она скончалась от полученных травм. К утру 10 августа из-под воды были вытащены тела еще семерых человек, среди которых восьмилетний мальчик и оба пилота. Один человек числится пропавшим без вести.

Тела всех погибших опознаны. Известно, что пассажирами Cessna были граждане Армении. Республиканское управление МСЧ обнародовало их имена. Еще одной жертвой столкновения стала сотрудница Первого канала 26-летняя Елизавета Хакимова. Как говорится на официальном сайте Первого, Хакимова была продюсером информационной службы.

В спасательной операции приняли участие несколько десятков специалистов и единиц спецтехники. Затонувшие машины находились на глубине 13 метров. Еще накануне спасателям удалось вытащить на берег фюзеляжи гидроплана и вертолета, который превратился в груду искореженного металла.

Расследованием происшествия занимается комиссия Межгосударственного авиационного комитета. Следователи возбудили уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (ч.3 ст.263 УК). На время расследование оба аэродрома, к которым были привязаны воздушные судна, приостановили свою работу.

Cessna 206 вмещает одного пилота и шесть пассажиров, масса полезной нагрузки составляет 688 килограммов. Таким образом, Ермольчин не превысил пассажироподъемность судна, однако очевидцы говорят о том, что самолет поднимался в воздух тяжело, создавалось впечатление, что он перегружен. По словам бывшего руководителя центра гидроавиации Аркадия Орлова, на подобных воздушных суднах нельзя летать с полной загрузкой, поскольку это грозит снижением маневренности.

«Гидроплан ударил в верхнюю часть вертолета, собственно в ротор. После чего оба воздушных судна разрушились в воздухе, и их обломки полетели вниз. Вот все, что было. По моему мнению, здесь однозначная вина пилота гидроплана, который выполнял опасный маневр. Но что его подвигло на такой маневр, сказать трудно», — отметил инструктор парапланерного клуба Free Fly Team Сергей Плеханов, который находился неподалеку от места происшествия.

По его словам, гидроплан шел со снижением, но находился выше и сзади вертолета, поэтому пилот Robinson не мог видеть приближающийся самолет и оценить ситуацию.

Плеханов рассказал, что в течение дня тот же самый гидроплан несколько раз «опасно проходил» над площадкой парапланерного клуба. Из-за него неоднократно приходилось приостанавливать полеты. Об этом был проинформирован Московский зональный центр управления воздушным движением. Около семи часов вечера Cessna вернулся и снова начал выполнять опасные финты.

 
Cessna-206. Фото: Flickr.com/medau

«Судя по звуку, никаких отказов у самолета не было. То есть это был намеренный маневр снижения, сближения с вертолетом. И, видимо, далее пилот не рассчитал дистанцию, что и привело к таким последствиям», — заключил Плеханов.

По мнению экспертов, пилот гидроплана, выполняя сложные маневры, мог не учесть воздействия создаваемых винтом вертолета вихревых потоков воздуха. Также не исключается, что он был ослеплен заходящим солнцем и не заметил вертолет. Окончательные выводы можно будет сделать только после проведения технической экспертизы.

Следователи рассматривают все версии причин авиакатастрофы, однако предпочтительной остается ошибка пилотирования. На аэродроме Черноголовка, к которому был прикреплен гидроплан, уже проведен обыск, изъята документация. Спасатели продолжают поиски мужчины 1987 года рождения.

Авиакатастрофа, произошедшая в Московской области, остро поставила вопрос о проблемах малой авиации в России — только за текущий год было зафиксировано десятки крушений легких самолетов. Что касается гидроавиации, то в России фактически нет законодательной базы, которая регулировала бы эту сферу, отмечают эксперты. Массового обучения полетам на гидропланах типа Сessna ни в одном учреждении не существует. Пока никакого подтверждения того, что Ермольчев получал права на управление гидропланом в центре гидроавиации нет.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.