28 марта 2024, четверг, 18:19
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 августа 2015, 13:25

Перспективы Закавказья

Российские эксперты из холдинга Minchenko Consulting оценили политические риски в странах Южного Кавказа. Формально исследование приурочено к 24 годовщине ГКЧП — распад СССР, говорится в докладе, не в последнюю очередь произошел из-за неспособности союзного руководства остановить кровопролитие в Закавказье. Но понятно, что этот регион является ключевым для Москвы и сегодня: нестабильность по ту сторону Кавказского хребта может легко распространиться на юг самой России.

Конфликт на Украине и противостояние России и Запада привели к обострению ситуации на всем постсоветском пространстве, а на Южном Кавказе действуют и другие дестабилизирующие факторы: проблемы в Турции и Иране, а также усиление Исламского государства — группировки, признанной в России террористической. Фактически хаос нарастает к югу от бывшей советской границы на всем ее протяжении.

Закавказье за прошедшие с момента крушения СССР четверть века остается самым напряженным регионом постсоветского пространства. За это время там произошло шесть вооруженных конфликтов, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах остаются непризнанными или частично признанными государствами.

На этом фоне в регионе обострилась конкуренция двух интеграционных проектов, европейского и евразийского. Каждое из трех государств так или иначе находится перед сложным выбором — к какой силе примкнуть. Эксперты советуют реализовывать любой интеграционный проект на Кавказе с особым вниманием — незначительное изменение status quo «чревато либо новыми конфликтами, либо эскалацией конфликтов "замороженных"», считают авторы доклада.

К основным рискам в регионе эксперты причислили эскалацию насилия на армяно-азербайджанской границе и в зоне карабахского конфликта, усиление «евроатлантических устремлений Грузии», социальные и внутриполитические проблемы во всех трех республиках, и макроэкономические проблемы, которые вылились в девальвацию местных валют.

Внешние угрозы, помимо конфликта на Украине и противостояния России с Западом — это укрепление Исламского государства и «экспорт исламизма» в страны Южного Кавказа, возможное повторение сценария «Арабской весны» в Турции, а также неопределенное будущее Ирана, который после снятия западных санкций может «как резко усилить свое региональное влияние, запустить маршруты транспортировки энергоносителей в Европу и стать ключевым игроком южнокавказской политики, так и, наоборот, — стать жертвой политической "перестройки", взорваться изнутри, не выдержав резкого изменения идеологического курса».

Из трех международно признанных стран, по мнению экспертов Minchenko Consulting, самой стабильной оказался Азербайджан. По шкале от 0 до 40, где максимальному риску соответствуют 40 баллов, он получил 22 балла. Чуть меньшие политические риски угрожают Грузии (25 баллов), на последнем месте оказалась Армения с 29 баллами. Среди самопровозглашенных республик лучше всего дела обстоят в Южной Осетии (23 балла), затем идет Абхазия (24 балла), а на последнем месте Нагорный Карабах (25 баллов).

Азербайджан

Из всех стран региона для Азербайджана характерен наименьший уровень рисков. Именно Азербайджан является самой сильной экономикой Закавказья, привлекательной для иностранных инвесторов, а также политически стабильным государством. Разработка месторождений газа отчасти компенсирует падение доходов вследствие постепенного исчерпания запасов нефти. Серьезным козырем Баку была и остается его многовекторная внешняя политика, умение балансировать между интересами США, Европейского Союза, России, Турции, Ирана, Израиля и стран Арабского мира.

Позиции действующей власти, по мнению экспертов, в Азербайджане выглядят прочными, она не сталкивается с серьезной внутриполитической конкуренцией. В нынешнем составе парламента присутствует только один оппозиционер, вряд ли картина сильно изенится после выборов, которые намечены на осень, сказано в докладе.

 
Фото: cdn.trend.az

Однако такая стабильность содержит и риски, потому что она построена на монополизации политического пространства и маргинализации светской оппозиции. Так как у оппозиции нет ярких лидеров и привлекательных программ, то социальное недовольство могут использовать несистемные силы, в том числе и исламисты. Эксперты напоминают, что в январе 2013 года волнения произошли в Исмаиллы, в марте 2012 года — на севере республики, в Губе, повторение подобных выступлений не исключено и в будущем. Причем в последние годы в республике, указано в докладе, активизировались и исламисткие течения, главным образом турецкие по происхождению. Эти силы выступают либо за демонтаж нынешней государственной системы и превращение страны в исламскую республику, либо за минимизацию светских порядков.

Даже экономическое благополучие Азербайджана может потенциально быть подточено снижением цен на углеводороды: нефтяной сектор в промпроизводстве занимает не более 5%.

Грузия

В Грузии, конечно, у действующей власти не столь прочные позиции, более того, правящая коалиция «Грузинская мечта» не может похвастаться серьезными успехами в экономическом развитии, что также ставит под вопрос устойчивость правительства. Впрочем, даже приход оппозиционного «Единого национального движения» к власти не приведет к разрушению политической системы: грузинские элиты, отмечают эксперты, серьезно настроены на поиски компромисса.

Отношения с Москвой, несмотря на объявленную в 2012 году нормализацию, остаются сложными. Статус Абхазии и Южной Осетии, а также курс Грузии на евроатлантическую интеграцию остаются «красными линиями», которые не готовы пересечь ни в Тбилиси, ни в Москве.

 
Фото: netgazeti.ge

Эксперты указывают, что несмотря на то, что Грузия вряд ли в ближайшие годы хоть сколько-нибудь приблизится к членству в Евросоюзе и НАТО, Тбилиси продолжает ориентироваться именно на Запад, поскольку Москва тесно сотрудничает с Южной Осетией и Абхазией и фактически неспособна предложить Грузии альтернативу.

Несмотря на доминирование православия в стране, Исламское государство представляет угрозу и для Грузии. По разным данным от 50 до 200 жителей Панкисского ущелья уехали воевать на Ближний Восток — в этом регионе с XVI века живут чеченцы. Учитывая, что уровень бедности и безработицы в стране по прежнему крайне высок, согласно данным доклада каждый восьмой трудоспособный житель страны ищет работу, рекрутировать боевиков исламистам не так сложно.

Армения

Армения — самая близкая России страна региона, но и самая неустойчивая. Дестабилизирующими факторами являются политическая и экономическая изоляция со западного и восточного соседей — Турции и Азербайджана, затяжной карабахский конфликт, рост социальных протестов на фоне и хронические проблемы в национальной экономике. На этом фоне даже традиционный союз с Россией подвергается определенным испытаниям.

На значительный потенциал социально-политического недовольства в Армении указывает рост числа массовых протестов на протяжении всего 2014-го и первой половины 2015 года. В июне в стране прошли многотысячные демонстрации против повышения тарифов на электроэнергию.

 
Фото: pastinfo.am

Более половины всех иностранных инвестиций, идущих в Армению, имеют российское происхождение, а многие стратегически важные объекты страны принадлежат российским компаниям: ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» является дочерним предприятием ОАО «РЖД», российский «Газпром» — единственный акционер ЗАО «Газпром Армения», а «Электросети Армении» — «дочка» «Интер РАО ЕЭС». Так что не удивительно, что массовые протесты в стране имеют значение и для российского бизнеса.

Несмотря на то, что протесты против повышения тарифов были направлены главным образом против армянского руководства, негативный общественный фон для двусторонних отношений все-таки был создан. В докладе указано, что в следствие этого в Армении появился общественный запрос на диверсификацию внешней политики страны.

Без улучшения качества управления российским присутствием в стране сохраняются риски пересмотра фундаментального союзничества Еревана и Москвы, что может повлечь за собой серьезные сдвиги в системе региональной безопасности (эскалация конфликта в Нагорном Карабахе, более активное вмешательство Запада в разрешение застарелого противостояния), говорится в докладе.

Россия

В целом, сказано в докладе, главным сторонником сохранения нынешней расстановки сил в регионе, как ни странно, оказывается Москва. Впрочем, пересматривать свои отношения с Западом ради минимизации негативного эффекта для Южного Кавказа в России не собираются.

В целом же Закавказье сильно фрагментировано и ему недостает региональной интеграции. «Готовность к кооперации с ведущими центрами силы вовне Кавказа затмевает необходимость выстраивания полноценной политики добрососедства, урегулирования имеющихся противоречий и выработку механизмов безопасности региона, не говоря уже о построении "общего дома", идеи, которая с каждым годом становится все более утопичной», — говорится в докладе.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.