Открытость и госконтракты

Недавно была разработана и опубликована первая версия (1.0) международного стандарта открытых данных по контрактам (Open Contracting Data Standard,OCDS). Относительно этого стандарта Россия представляется очень прогрессивной в плане открытости страной.

Что такое OCDS

В последние годы становится все больше международных инициатив по разработке открытых стандартов. Это связано с несколькими факторами. Во-первых, появилось много открытых технологий (прежде всего, программное обеспечение с открытым кодом), на основе которых можно создавать свои продукты. Во-вторых, стали публиковаться открытые данные, которые все могут использовать в самых разных сферах деятельности. В-третьих, появилась потребность в том, чтобы продукты и данные были совместимы в разных комбинациях, потому что иначе их очень неудобно использовать. Наличие стандартов позволяет создать основу для такой совместимости. Наличие открытых стандартов – это залог того, что они будут доступны любому разработчику или публикатору, который захочет на них ориентироваться.

OCDS – это стандарт публикации открытых данных по государственным контрактам. Это проект Open Contracting Partnership, международной инициативной группы, которая формулирует принципы государственной открытости в плане обнародования информации по госконтрактам. Партнерство по открытым контрактам было создано осенью 2014 г. Его главными задачами считается увеличение числа открыто публикуемых госконтрактов и повышение интереса к анализу этих контрактов как государственными, так и независимыми пользователями. Конечная цель этого формулируется как экономия средств налогоплательщиков, сокращение коррупции и увеличение общественной выгоды благодаря рационализации контрактов. Партнерство по открытым контрактам связано с такими крупными проектами, как Open Government PartnershipВсемирный банкWorld Wide Web Foundation и пр.

Работа включала в себя оценку контрактных данных, уже размещенных на открытых порталах; измерение и оценка спроса на такие данные; собственно разработку стандарта с регулярным привлечением всех желающих (из разных стран) к тестированию промежуточных результатов. Также при разработке учитывалось мнение госслужащих, общественных деятелей, журналистов и представителей частного сектора. Эта версия останется неизменной: дальнейшие изменения стандарта будут выходить уже следующими версиями.

Связь с другими стандартами

OCDS – это далеко не единственный стандарт в мире открытых данных. Естественно, что группы, занимающиеся разработкой открытых стандартов, стараются сотрудничать между собой, чтобы результаты их работы не противоречили друг другу. Так, например, OCDS разрабатывается с учетом таких инициатив, как Open Spending (OKF) и Open Budgets (Всемирный банк). У каждого из этих проектов своя специализация, однако между ними есть связь, позволяющая им встраиваться в единую систему.

Open Contracting Partnership – один из основателей проекта Joined Up Data Alliance, который как раз специализируется на установлении и поддержании сотрудничества между разными группами, разрабатывающими стандарты. По словам Тима Дэвиса (Tim Davies) из World Wide Web Foundation, возглавляющего разработку стандарта по открытым контрактам, они постоянно расширяют круг контактов с различными группами.

Недавнонапримерначалось общение с международными проектами International Aid Transparency Initiative (IATI) и Global Initiative on Fiscal Transparency (GIFT).

Процесс формирования единой системы стандартов далек от завершения, однако в нем по возможности учитываются предшествующие инициативы. Так, например, предписываемые OCDS принципы публикации данных отвечают принципам публикации, предписанных сертификатом открытых данных (Open Data Certificate), разработанным Институтом открытых данных (ODI), хотя формальной связи между сертификатом и OCDS пока нет.

«Конечно, мы не стремимся к тому, чтобы один стандарт включал в себя все на свете, - объясняет Дэвис, - но мы стараемся (а) использовать одинаковые для всех стандартов "кирпичики" и (б) устанавливать связи с другими стандартами во всех случаях, когда это возможно. Например, метод описания транзакций вOCDS основывается подходе, который используется в IATI, а также учитывает подход, используемый на Open Spending. То, как мы указываем дату или место, также основано на уже готовых методах из других стандартов».

Каждый стандарт, говорит Дэвис, рассчитан на особые обстоятельства и нужды. Например, OCDS ориентируется на своевременную публикацию данных, отражающую изменчивый контрактный процесс (в идеале они должны обновляться сразу по итогам объявления тендеров, принятия решений и прочих событий, предполагаемых процессом). Этим он отличается от, скажем, стандарта открытых данных по бюджету, который должен отражать картину на целый год и, соответственно, вынужден решать иные технические задачи.

В итоге системная интеграция стандартов полагается, в первую очередь, на совместимость и связность наборов данных. Например, данные по контракту должны в идеале содержать ссылку на бюджетные данные. Благодаря этому временные затраты на поиск и понимание данных минимизируются, и остается больше времени на собственно анализ данных.

«OCDS, - заключает Дэвис, - показывает, как важно иметь возможность связывать данные по контрактам на каждом уровне процесса – начиная с ранних планов, через тендер и контракт и до информации о затратах и результатов работы. Сейчас лишь немногие страны могут похвастаться такими достижениями в области публикации своих данных, однако, например, Россия в силу сильной централизации систем близка к этому. Мы видим смысл OCDS в том, чтобы за счет использования общих форматов собирать данные вместе и тем самым способствовать более пристальному изучению этих контрактов и повышению общественной вовлеченности в государственные процессы».

Россия: Госзакупки и ГосЗатраты

В 2005 г. правительство РФ приняло решение о том, что необходимо публиковать информацию по всем государственным заказам. Первоначально это было оформлено в виде Федерального закона №94. Позднее, в 2013 г., Федеральный закон №44 предписал публикацию данных по государственным контрактам. Так начался процесс публикации в открытом доступе детальных данных по государственным закупкам, и для этого был создан официальный Портал закупок, где размещаются объявления о тендерах, информация о заключенных контрактах с указаниями заказчиков и поставщиков, а также с приложением подробных описаний контрактов и сканов документов. Надо сказать, что в мировой практике это редкий случай государственной открытости, так как сведения о государственных затратах – это обычно последнее, чем хотят делиться с общественностью правительства.

Портал госзакупок хорош тем, что он содержит огромную базу данных, а также сканов документов. В этом же и его слабая сторона: его система из-за особенностей структуры и избытка информации часто бывает перегружена и нуждается в регулярной профилактике, поэтому портал часто бывает недоступен. Кроме того, у него очень ограниченные возможности поиска и сопоставления контрактов.

Чтобы компенсировать эти издержки, НП «Инфокультура» в партнерстве с Комитетом гражданских инициатив (КГИ) создала проект «ГосЗатраты», который содержит основную базу данных «Закупок». При этом он не содержит сканов (вместо этого он дает ссылки на соответствующие страницы Портала закупок) и технически более эффективен, что позволяет ему постоянно быть в доступе и работать существенно быстрее, чем официальный портал. Кроме того, «ГосЗатраты» включают в себя удобную поисковую систему, благодаря которой можно искать контракты и тендеры по разным признакам, быстро находить данные о конкретных поставщиках и заказчиках и сопоставлять информацию. Также у «ГосЗатрат» есть API – специальный интерфейс для разработчиков, позволяющий им подключать данные базы к своим приложениям.

«Открытость государственных финансов, - прокомментировал глава «Инфокультуры» Иван Бегтин, - была в России одним из приоритетов во всем, что касалось регулирования госзакупок. С 2005 г. в России все данные о государственных и муниципальных закупках и контрактах публикуются в открытом доступе. Вначале эта информация публиковалась в ограниченном объеме: по закупкам публиковалась документация, протоколы, а по контрактам – только краткое описание. Однако с 2009 года все данные по закупкам и контрактам стали публиковаться в форматах открытых данных, а с 2013 года, кроме контрактов, публикуются еще и все транзакции по этим контрактам, а также тексты документов и акты по каждому контракту.

Фактически открытость госфинансов в России – это противобаланс сверхцентрализации налогов и расходов на федеральном уровне, возможность обществу узнать о том что же происходит с государственными и муниципальными расходами.

Сейчас в России опубликовано несколько десятков миллионов документов, записей о закупках и о контрактах, огромное число сопроводительной и связанной информации позволяющей создавать такие проекты как «ГосЗатраты». Однако, безусловно, мы смотрим на международные инициативы – в частности, на такие проекты, как OpenSpending и OCDS как с точки зрения интеграции в международные инициативы, так и в поиске лучших идей которые мы можем воплотить в России».

По мнению представителя Poen Contracting Partnership Георга Нейманна (Georg Neumann), «раскрытие государственных контрактов – это мощный потенциал, позволяющий рационализировать использование денег налогоплательщиков, бороться с мошенничеством и коррупцией, делать госуслуги более надежными и качественными, а также способствовать развитию более честной и здравой бизнес-среды. Публикация всех закупок, тендеров и полной документации контрактов, как это делается в России, - это важный первый шаг. Следующий шаг – это приведение этих данных в соответствие со стандартом и привлечение гражданского общества к мониторингу государственных контрактов в участию в процессе принятия решений. Этот шаг очень важен для реализации потенциала открытых контрактов – и если бы это произошло в России, она бы оказалась в мировом авангарде по прозрачности государственных затрат».