За рубежом. Новости англоязычных СМИ, уик-энд

В зарубежных новостях обсуждались серия трагедий прошедшей недели, связанных с гибелью беженцев, а также мрачная годовщина урагана «Катрина» и перспективы соглашения с Ираном о свертывании ядерной программы в обмен на ослабление режима санкций.

Сирийские беженцы изменяют карту Европы

Всю прошедшую неделю в европейских СМИ обсуждали приближение гуманитарной катастрофы в связи с усилившимся потоком беженцев из стран Ближнего Востока. Сначала инциденты на островах Кос и Лебос в Греции, потом душераздирающие сцены на македонской границе, затем ужасная находка в Австрии в четверг, когда в брошенной на обочине шоссе фуре были обнаружены разложившиеся тела 71 человека, умерших в ней от удушья. Именно в Австрии в тот же день проходила встреча европейских и балканских лидеров по вопросам миграции, новость о трагедии заставила собравшихся объявить минуту молчания. Ангела Меркель отметила, что вопрос приема беженцев не стоял в Европе так остро со времен Второй мировой войны. "Глаза всего мира устремлены на нас" - заявила она.

И уже в пятницу власти Ливии обнаружили более 200 трупов беженцев в своей прибрежной зоне. Эти люди предположительно отправились на перегруженном рыболовецком судне из городка Зувара, всего же на борту было не менее 400 человек, сообщает The Guardian. Железнодорожный вокзал Будапешта превратился в спонтанный лагерь беженцев из-за того, что власти Венгрии запрещают тысячам граждан Сирии и других ближневосточных стран садиться на международные поезда, следующие в Германию, передает корреспондент AFP.

Венгрия, как и Греция, входят в неофициальный список "буферных стран" Евросоюза, образовавшийся благодаря иммиграционным правилам "Второго Дублинского соглашения". Оно предписывает всем просителям убежища в Евросоюзе подавать свои заявления исключительно в первой стране-подписанте, на территории которой они оказываются. Таким образом, миграционные потоки потенциальных просителей убежища блокируются в периферийных государствах, в то время, как Голландия, к примеру, готовится с ноября почти полностью свернуть свою систему приемных лагерей, как пишет The Independent.

Неэффективность этой системы, противоречащей самой идее равноправия стран внутри Евросоюза и лишь подстегивающей развитие системы нелегального трафика, становится все очевиднее сейчас. Первым признаком ее грядущего упразднения стало на прошлой неделе решение Федерального бюро по делам иммиграции и беженцев Германии о приостановке использования правил "Дублинского соглашения" в отношении беженцев из Сирии, сообщает Tagesspiegel.

Ураган "Катрина": 10 лет спустя

Американские СМИ обсуждают мрачную годовщину урагана "Катрина", ровно десять лет назад нанесшего огромный урон инфраструктуре штатов Луизиана и Миссисиппи и унесшего жизни по меньшей мере 1800 человек. Vox суммирует доступные на сегодняшний момент данные о трагедии и вслед за президентом Бараком Обамой приходит к выводу, что во многом она была следствием политических и административных просчетов. Не только дамбы и другие превентивные гидротехнические сооружения были сконструированы недостаточно надежно, не только службы быстрого реагирования оказались неподготовлены к сложившейся ситуации и действовали неоперативно и неслажено: во многом жертвы урагана стали заложниками политической интриги, когда каждое из конкурирующих ведомств пыталось в критический момент переложить груз ответственности за неуспехи на своих коллег, а все вместе они были готовы признать, что беспрецедентно высокий уровень смертей в конечном итоге связан с культурно-расовыми особенностями региона.

Наиболее яркий пример, приводящийся в статье - ситуация вокруг спортивного комплекса Mercedes-Benz Superdome в Нью-Орлеане, где в дни наводнения искало укрытия более 30 тысяч пострадавших. Различные официальные лица в тот момент делали особенный акцент на том, что в разрушенном городе царит хаос, мародерство, война криминальных группировок, и в особенности в спорткомплексе происходят непрекращающиеся убийства и изнасилования. Эти сведения впоследствии были полностью опровергнуты.

Соглашение по ядерной программе Ирана

Вторая интрига, занимающая СМИ в Америке - предстоящее через несколько недель голосование в Конгрессе и Сенате по поводу двустороннего соглашения США и Ирана о сотрудничестве, выдвинутая администрацией Барака Обамы. Politico, как и многие другие издания, пытается взвесить аргументы "за" и "против". В обмен на облегчение экономических санкций, Иран будет вынужден фактически отказаться от своей ядерной программы: страна допустит международных наблюдателей на свою территорию, лишится запасов обогащенного урана и центрифуг для его производства. Тем не менее, до последнего момента будущее этого соглашения выглядело туманно: не только все представители Республиканской партии, но и влиятельные конгрессмены-демократы выступали против снятия санкций. Однако, за прошедшие дни сразу два сенатора из числа не определившихся консервативных демократов поддержали позицию президента. Теперь, для того, чтобы полностью обезопасить проект от блокирования в верхней палате, необходимо довести число лояльных сенаторов с 32 до 34, и это кажется все более реалистичным.

В пятницу Барак Обама отвечал в прямом эфире на вопросы представителей еврейской диаспоры США и заверил их, что грядущее соглашение является не уступкой, но служит преследуемым интересам США на Ближнем Востоке. Соглашение не только закроет возможность Ирану к созданию атомного оружия, но и поможет вовлечению всего иранского общества в мировую экономику, может стать отправной точкой для либерализации политического режима - говорят сторонники соглашения. С другой стороны, его противники отмечают, что инспекции и договоренности вовсе не мешают Ирану создать хотя бы одну ядерную боеголовку, чего будет вполне достаточно для доминации в регионе. Более того, деньги, которые поступят в экономику страны от инвестиций могут даже ускорить ее создание, не говоря о том, что Иран сможет беспрепятственно наращивать запасы своего неядерного вооружения. Даже и без атомной бомбы, обладая достаточными средствами, Иран будет направлять все свои силы на дестабилизацию шаткого равновесия в регионе посредством локальных прокси-войн.