19 марта 2024, вторник, 05:45
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 1 сентября

Урок китайского языка
Урок китайского языка
Фото: sputnik.by
 

 

С нового учебного года всем российским школьникам, начиная с пятого класса, предстоит изучение двух иностранных языков, а не одного, как было в большинстве школ до настоящего момента. В интервью «Российской газете» министр образования Дмитрий Ливанов рассказал, что послы Германии и Италии, с которыми обсуждался этот вопрос, считают, что их языки должны быть предметом изучения в большем количестве школ.

Сообщается, что с 1 сентября пятые классы переходят на обучение по новому образовательному стандарту (ФГОС), в котором зафиксировано, что второй иностранный язык является обязательным элементом школьной программы. При этом требования нового стандарта коснутся только учащихся с 5 по 9 классов. Однако было учтено, что не все пока к этому готовы, и поэтому школам дали переходный период.

Эксперт образовательной сети «Дневник.ру» председатель методического объединения учителей иностранных языков, московской школы №279 Мария Белых полностью одобряет и поддерживает это изменение: «Я считаю введение второго обязательного иностранного языка полезным, обеими руками «за». Конечно, на качестве образования такое нововведение скажется положительным образом, ведь разносторонние знания – это залог успеха ребенка. Кроме того, известно, что каждый следующий язык учить легче и интереснее», — замечает Белых.

Однако, по ее мнению, с введением второго языка могут возникнуть некоторые трудности: «К сожалению, внедрить второй язык в школьную программу не так легко: на данном этапе у школы нет для этого возможностей. Причин несколько. Во-первых, нужно искать соответствующих учителей. Во-вторых, нужно выделять на новый предмет учебные часы, а их сейчас попросту нет, особенно в профильных классах. Иными словами, включение второго иностранного языка в школьную программу – дело не одного дня», — заключает эксперт «Дневника.ру». 

Заместитель директора лицея НИУ ВШЭ, аналитик Института образования Рустам Байбурин подчеркивает, что два языка придется учить ученикам средней школы только до 9 класса включительно, старшеклассникам же будет предоставлена возможность выбрать второй язык, но обязательным требованием это не станет.

«Одна из задач изучения языков — возможность интеграции в мировое сообщество. И стандарт средней школы разрабатывался до политических событий, негативные последствия которых мы наблюдаем сейчас. Уровень достатка многих семей вырос за последние годы, путешествия за границу и даже обучение детей за границей являлись почти нормой. Впрочем и сейчас люди себе это могут позволить в большей степени, чем 15 лет назад. Как следствие — среди населения существенно вырос интерес к изучению языков. И взрослые, и дети понемногу осваивают такие прежде экзотические языки, как испанский, итальянский, чешский, китайский. И мне кажется, что разработчики стандарта средней школы решили не сопротивляться общекультурной тенденции, а возглавить ее введением в школах второго языка», — делится предположениями эксперт лицея НИУ ВШЭ.

При этом Байбурин также допускает, что возникнут трудности с внедрением этого нововведения: «Конечно же, как и в случае любого нововведения, будет иметь место период его адаптации к реальной жизни. В мегаполисах ввести второй язык в школе существенно легче в силу достаточного количества квалифицированных специалистов и возможности сетевого сотрудничества образовательных организаций. В небольших городах и сельских школах потребуется больше времени на дополнительное обучение имеющихся в штате учителей. Однако ФГОС ООО был принят еще в 2010 году, и институты повышения квалификации уже несколько лет работают на задачу подготовки учителей к реализации нового стандарта. Также возможно, что при введении второго языка окажутся востребованы формы дистанционного обучения», — считает Рустам Байбурин.

Старший научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Дмитрий Логинов поделился с «Полит.ру» своим взглядом на этот вопрос: «Хотелось бы отметить, что впервые за последнее время мы обсуждаем расширительную и позитивную трактовку понятия "иностранный". Я хочу акцентировать важность этого аспекта, поскольку дискурс интеграции российского общественного и образовательного пространства в общемировые процессы в последнее время несколько потерял в сбалансированности», — говорит он.

Логинов рассказал, что считает крайне позитивным внимание к изучению иностранного языка в российских школах: «При наличии неоспоримых достоинств советской школы, на фундаменте которой — хотим мы этого или нет — до настоящего времени во многом стоит школа российская, иностранный язык объективно был на периферии развития. И до настоящего времени, спустя десятилетия и многочисленные этапы реформирования образовательной системы, проблема результативности школьного обучения иностранному языку не решена», — рассуждает эксперт академии, добавляя, что именно поэтому необходимо поддерживать обращение к проблеме обучения иностранному языку и поиск управленческих решений в этой сфере.

Дмитрий Логинов также рассказал, что возможны два базовых сценария развития ситуации с изучением второго языка в школах: «Первый состоит в том, что, в условиях актуализирующегося дефицита ресурсов и объективной усталости системы от постоянных реформ, обучение второму иностранному языку окажется эффективным в достаточно узком сегменте, в центре которого расположены «специальные, элитные» школы, а на периферии — образовательная система мегаполисов в целом. За пределами этого сегмента влияние рассматриваемых изменений окажется крайне незначительным. Для школьников его, упрощая, можно описать как «раньше выпускники не знали одного иностранного языка, а теперь будут не знать два»,— считает эксперт. По его словам, необходимость соответствия новым показателям кадрового состава и расписания занятий для администрации школ окажется еще одним вопросом, который требует формального решения. При этом Логинов предполагает, что это формальное решение будет найдено с минимальными затратами, но и результативность окажется соответствующей.

Эксперт РАНХиГС считает, что интереснее попытаться найти именно второй сценарий, который может привести к реальным позитивным изменениям, и ему он видится следующим образом: «Рассматриваемое нововведение может стать отправной точкой профессиональной дискуссии об эффективности изучения иностранного языка (иностранных языков) в массовой российской школе», — предполагает он.

«И поскольку странно говорить о втором иностранным языке не «разобравшись» с первым, то логичной окажется оптимизация как методик преподавания, так и оценки результативности обучения первому иностранному языку. Обеспечение даже периферийных школ близка к тому, чтобы попытаться решить и проконтролировать, например, задачу способности выпускника любой школы уметь объясниться на иностранном языке и понять хотя бы простой текст, на нем написанный. То есть, системно рассматривая проблематику, актуализируем вопрос обучения первому иностранному языку, в отношении которого можно и необходимо ставить и решать задачу эффективности в массовом охвате», — считает Дмитрий Логинов.

«И следующим шагом в этом случае переходим ко второму иностранному языку. Понятно, что задача владения двумя иностранными языками выпускниками школ за пределами мегаполисов (я уже не говорю про сельские поселения) в ближайшей перспективе нерешаема. Но каким бы узким не был запрос на это со стороны части школьников и их родителей, этот запрос локально существует. И мотивированные школьники в провинции могут получить "подводку" ко второму иностранному языку», — рассуждает эксперт академии.

По мнению Логинова, в этом случае потенциальную кадровую проблему можно сгладить посредством системы дополнительного образования педагогов, до этого преподававших единственный иностранный язык. «Картина, при которой мотивированный школьник, проживающий в провинции, получит минимальные знания по второму иностранному языку и будет направлен в систему, например, глубокого дистанционного образования (шаги по доработке этой системы и расширению ее доступности понятны) видится вполне реальной и не требующей запредельных усилий от системы», — говорит он.

«Таким образом будет создан фундамент для третьего, перспективного шага. В случае, если общество и образовательная система через несколько лет (или десятилетий) придут к востребованности массового овладевания вторым иностранным языком, сегодняшние шаги создадут фундамент выстраивания соответствующей системы», — резюмирует Дмитрий Логинов, эксперт РАНХиГС.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.