«Новая нормальность» российских выборов

Впервые с момента возвращения губернаторских выборов в 2012 году действующему главе региона не удалось избраться сразу в первом туре. Глава Иркутской области, кандидат от «Единой России» Сергей Ерощенко, набрал 49,6% голосов и встретится во втором туре с коммунистом Сергеем Левченко, которого поддержали 36,61% избирателей.

О том, что в Иркутской области будут непростые выборы, было понятно еще за несколько дней до голосования. Ерощенко, который самостоятельно пошел на досрочное голосование, судя по всему, рассчитывал на легкую кампанию, но летние лесные пожары, активность Левченко, который 14 лет назад уже выходил во второй тур выборов, спутали ему все карты.

У Ерощенко, на первый взгляд, больше шансов на победу во втором туре, который состоится через две недели: 13 сентября ему не хватило всего 2175 голосов при явке более 545 тысяч. Однако иногда результаты голосования могут оказаться самыми непредсказуемыми.

Очевидный минус Ерощенко в том, что у него нет «своего» электората. В 2011 году политик возглавлял иркутское отделение «Правого дела», а в 2012 году был доверенным лицом кандидата в президенты Михаила Прохорова. Прохоров, как и его партия, привлекали скорее более богатый и образованный городской электорат, именно такие люди, как правило, голосуют за либеральные партии в России. В 2015 году оказалось, что за Ерощенко голосует скорее сельские жители, традиционные в последние годы для «Единой России». В самом Иркутске Левченко победил с разгромном счетом, за него проголосовали 63,3 тысячи граждан против 34,3 тысяч, которые поддержали Ерощенко. Проигрыш действующего губернатора в столице региона с отставанием в 1,8 раз — еще недавно неслыханное для России дело.

Впрочем, можно сказать, что в России наступила «новая политическая нормальность». Из Москвы уже несколько лет посылают «сигналы» в регионы о необходимости проведения конкурентных выборов. Идея Администрации президента понятна: если кандидат получает на выборах почти 100%, то не очень понятно, это его так любят граждане, или он уничтожил всякую оппозицию и потому является управленцем сомнительного качества. В прежние годы близки ко второму туру были только два кандидата от ЕР — это мэр Москвы Сергей Собянин, который в 2013 году получил 51,37% голосов и глава республики Алтай Алексанлр Бердников, он в 2014 году получил всего 50,63%.

Сейчас же результат Сергея Ерощенко можно считать закономерным: еще четыре региона страны оказались на пороге второго тура, то есть 5 кампаний из 21, почти четверть, можно назвать конкурентными.

Ближе всего ко второму туру оказалась Амурская область. С одной стороны не удивительно, что кандидат от ЕР Александр Козлов набрал 50,64% голосов — ему всего 34 года, с 2011 года он занимал не самый популярный пост главы жилищно-коммунального хозяйства региона, а в 2014 году избрался мэром Благовещенска, причем с некоторым трудом, за него проголосовали всего 38,68% избирателей. Вполне вероятно, что будь оппоненты губернатора поактивней, второго тура можно было бы добиться, кандидат от ЛДПР Иван Абрамов набрал 28,3% голосов, а коммунист Роман Кобызов — 14,87%.

Еще один губернатор, который оказался «на грани» — глава Марий Эл Леонид Маркелов с результатом 50,78%. Тут сценарий выборов точно мог бы быть другим, местное отделение КПРФ в качестве главного конкурента действующему главе республики выдвинуло не известного в регионе агропредпринимателя Ивана Казанкова, а коммуниста из Кировской области Сергея Мамаева, который в итоге набрал 32,31%.

Избиратель Маркелова тоже оказался «подвижным». Несмотря на то, что при нем возникли вопросы с соблюдением прав марийцев, а незадолго до голосования разразился скандал из-за ролика, в котором Маркелов полушутя угрожает разрушить дорогу в одно из поселений, за него свои голоса отдали главным образом сельские жители, горожане из Йошкар-Олы и, особенно, Волжска, предпочли голосовать за Мамаева. Еще 15 лет назад, когда Маркелов в качестве кандидата от ЛДПР победил действовавшего тогда президента республики, за него голосовали как раз горожане.

Также близки ко второму туру оказались Архангельская область, где за Игоря Орлова проголосовали 53,3% избирателей и в Омской области, в которой губернатор Виктор Назаров получил 56,6%.

Не обошлось, конечно, без «северокорейских» результатов. В Кемеровской области Аман Тулеев получил 96,7% голосов, причем, судя по всему, местные избирательные комиссии «рисовали», по крайней мере, явку. Но Тулеев в Кузбассе чувствует себя хозяином — ранее Москве даже не удалось отправить его в добровольно-принудительную отставку, так выборы там прошли по его сценарию.

Интересными с точки зрения подготовки к думским выборам 2016 года выглядят выборы в местные парламенты, которые прошли в 11 регионах страны.

Всего в региональных парламентских выборах приняли участие 4,92 млн человек, это 4,4% от всех избирателей страны. Если предположить, что россияне в воскресенье голосовали не в разных регионах, а за единый парламент, то «Единая Россия» получила на этих выборах 60% голосов, КПРФ 12,95%, «Справедливая Россия» 10%, а ЛДПР — 9,15%.

Если бы 225 мандатов были распределены в минувшее воскресенье, то ЕР провела бы в гипотетический парламент по спискам 147 человек, КПРФ 32 человек, СР 24, а ЛДПР 22. Всего за четыре парламентские партии проголосовали 4,53 млн человек, то есть гипотетический парламент представлял бы 92% пришедших на участки избирателей.

Ни одна из непарламентских партий не смогла получить места в региональных законодательных собраниях и, соответственно, в соответствии с этим прогнозом не может рассчитывать на представительство в Государственной Думе.

При этом, конечно, в отдаленных регионах результат оказался интереснее. Например, в Новосибирской области ЕР получила менее половины голосов, всего 44,6%, Компартия же набрала 24,5%. На выборах в горсовет Новосибирска отрыв вообще получился несущественным: у ЕР 34,27%, у КПРФ 33,65%.

Впрочем, КПРФ даже этого результата не хватило для установления формального контроля над новосибирским горсоветом. В 2015 году по спискам в него были избраны только 10 депутатов, еще 40 вели кампании в одномандатных округах. Только одномандатников «Единая Россия» провела в Совет депутатов 28 человек, так что, с учетом проведенных в совет по партийному списку, ЕР будет иметь там подавляющее большинство — что, наверное, не очень понравится мэру-коммунисту Анатолию Локотю.