Наутро. 14 октября

Президент России Владимир Путин дал поручение министру финансов Антону Силуанову обсудить с Международным валютным фондом возможность предоставления дополнительной финансовой помощи Украине для того, чтобы та смогла в декабре погасить выкупленные Россией евробонды страны на сумму 3 миллиарда долларов. Об этом во вторник сообщило РИА Новости.

«Почему МВФ не хочет добавить, допустим, Украине эти 3 миллиарда, с тем чтобы она могла расплатиться? Зачем менять свои правила под конкретную страну, нарушая, по сути дела, саму систему и правила функционирования МВФ? Поговорите с коллегами. Мне кажется, легче пойти по такому пути — добавить Украине 3 миллиарда, чтобы могла расплатиться, и все были бы довольны и работали бы в спокойном режиме», — сказал президент во время совещания с кабинетом министров.

Владимир Путин считает, что внесение изменений в правила фонда в пользу какой-то одной страны может привести к тому, что другие страны потребуют внесения изменений в свою пользу. «И к чему это приведет? Нужно в спокойном режиме, в рабочем, все эти вопросы еще раз пообсуждать, поискать решение, чтобы не перевешивали опять на нас все проблемы», — приводит агентство слова президента.

Заведующая кафедрой внешнеполитической деятельности России факультета национальной безопасности РАНХиГС Ольга Абрамова подчеркивает, что долг Украины является предметом торгов и переговоров. По ее предположениям, маловероятно, что в ближайшее время в результате этих переговоров будет достигнут результат, которого ждет Россия, — погашение задолженности Украины.

«Дело в том, что сейчас на Украине преддефолтное состояние,  но тем не менее, скорее всего, какую-то сумму Международный валютный фонд предоставит Украине. Большой вопрос заключается в том, пойдет ли эта часть средств на погашение долга перед Россией. Три миллиарда долларов они точно не оплатят», — считает эксперт Президентской академии.

Однако она подчеркивает, что Украине не удастся уйти от выплаты задолженности: «Россия никогда долг реструктуризировать не будет, мы свои долги выплачиваем абсолютно все, и нам никто никакие долги не списывал. Другой вопрос, на каких условиях, в какие сроки и каким образом будет гаситься этот долг, какой будет принят механизм», — говорит Ольга Абрамова.

«Конечно, Украина должна отдавать этот государственный долг. Этот кредит был представлен правительством России, поэтому этот вопрос даже не подлежит сомнению. Но это будут сложные переговоры», — уверена эксперт РАНХиГС.

При этом сложная экономическая ситуация, которая долгое время наблюдалась в России, по мнению г-жи Абрамовой, наконец сменила курс: «Относительно экономики России есть разные точки зрения. Безусловно, и общемировой кризис повлиял, и смена технологических укладов, экономических циклов, введение экономических санкций, падение мировых цен на нефть — это все глобальные проблемы, которые накладываются на состояние и развитие российской экономики. Тем не менее, уже нельзя говорить о том, что Россия находится в глубоком кризисе. Я думаю, что мы сейчас достигли дна этого кризиса, об этом вчера сказал Владимир Путин. есть.  У российской экономики есть все возможности для роста и для подъема. Более того, Россия не изолирована, продолжается и развивается экономическое сотрудничество со многими странами, которые не разделяют идеологию монополярного мира с доминированием  интересов отдельных стран и прежде всего США, который в своих геополитических и экономических интересах проводит  политику «управляемого хаоса». Россия постепенно будет выходить на траекторию устойчивого развития, обеспечивающую ее суверенитет и национальные интересы, — считает эксперт РАНХиГС. 

Она также напомнила, что недавно Всемирный экономический форум в рейтинге конкурентоспособности повысил Россию: «Правда, там была немного изменена методика подсчета, но тем не менее общий рейтинг конкурентоспособности для нас оказался позитивный, не так все плохо, как кажется. К тому же, у России не такой большой государственный долг, да и внешний тоже значительно ниже, чем у многих других стран», — заключает Ольга Абрамова.

Ее коллега, доцент кафедры территориального развития Института общественных наук РАНХиГС Александр Савченко считает, что это единственная возможность получить деньги с Украины, потому что ей просто больше нечем платить: «Пойдет ли на это Международный валютный фонд, будет зависеть от того, какую цепь последствий может за собой повлечь невыплата Украиной этой суммы и объявление ее банкротом, то есть провозглашение дефолта Украины», — говорит эксперт.

По его мнению, есть несколько вариантов развития событий: «Пойдет процесс просчета последствий, и если Международный валютный фонд сочтет их неприемлемыми, то эти деньги будут выделены, если они найдут какие-то возможности элиминировать тяжелые последствия, то тогда зачем же их давать России? Все очень просто», —объясняет Савченко.

На вопрос о том, можно ли ожидать, что в обозримом будущем Россия потребует от от Украины выплаты долгов, эксперт президентской академии ответил, что было бы хорошо, но здесь вопрос многоаспектных экономических отношений: «Что значит истребовать с Украины долг? Это же надо, чтобы она его платила. Если мы начнем это делать, то нужны соответствующие международные механизмы, на которые мы не вполне влияем», — поясняет он.

«Политика — это искусство возможного. Настолько насколько можно получить этот долг, я думаю наши компетентные ведомства приложат достаточно усилий. Вопрос в том, что международная финансовая система устроена так тонко, что очевидные экономические вещи можно блокировать с помощью различных политических методов давления и так далее. В данном случае Украина должна платить, но не платит, можно пытаться истребовать с нее выплату долга, но для этого надо иметь адекватные рычаги, а они всегда будут многосторонние», — рассуждает эксперт.

«Он предлагает наиболее бесконфликтный, спокойный для всех вариант, но захотят ли его использовать наши западные партнеры — это большой вопрос», — резюмирует Александр Савченко.