Путешествие нефтегазовых стартапов в Америку

 

Конференция и выставка Innovation Conference & Showcase, объединившая технологии, современный бизнес и передовые решения в области энергетики, прошла 7 октября 2015 года в Хьюстоне. Этому событию предшествовала совместная акселерационная программа Хьюстонского технологического центра (Houston Technology Centre – HTC) и Фонда «Сколково». Участники ежегодной конференции и выставки стартапов поделились своими впечатлениями от программы и поездки. 

«Акселерационная программа Хьюстонского технологического центра (HTC) предполагает несколько месяцев работы по скайпу, когда стартапы получают так называемые домашние задания по своему продукту: анализ рынков, маркетинг, продвижение, графический дизайн материалов и другие. По выполнению этих заданий у них складывается понимание того, как им в первую очередь представлять свою продукцию на североамериканском рынке (США и Канада)», – рассказывает Максим Бардин, старший аналитик Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково».

Innovation Conference & Showcase является финалом программы HTC, на которой участники представляют свои проекты с обновленными материалами и имеют возможность пообщаться с представителями большого бизнеса, с другими, не принимавшими участие в программе менторами, провести встречи с потенциальными заказчиками и партнерами. Что важно, программа дает возможность непосредственного контакта с представителями нефтегазовой индустрии Северной Америки.

«В этом году мы вывозили от Кластера энергоэффективности три проекта нефтегазового сектора (компании «Геонавигационные технологии», «Аксель Телеметрия», «Вормхолс внедрение»). Выбор именно этих проектов был обусловлен тем, что у компаний уже есть готовый продукт, испытания которого прошли в России, и они уже начали зарабатывать деньги. Для всех компаний программа прошла очень успешно. Несмотря на то, что бизнесы уже работают, компетенций по оценке рынка Соединенных Штатов, оценке того, кому нужен их продукт, как его представлять, у молодых команд было недостаточно. Рынок разительно отличается от нашей действительности, при этом в США большое количество небольших компаний, которые также заинтересованы в этих разработках», – отмечает Бардин.

Геонавигация

Компания «Геонавигационные Технологии» предоставляет комплекс услуг по сопровождению бурения наклонно-направленных и горизонтальных скважин в режиме реального времени, включая геонавигацию. Среди конкурентных преимуществ разработок компании ее генеральный директор Сергей Стишенко называет «стоимость (особенно по сравнению с расценками западных компаний), точность (передовые алгоритмы, не представленные даже в лучших решениях конкурентов), качество сервисов».

По его словам, в ходе выставки прошли встречи с представителями компаний Shell, Chevron, Chevron Latin America, Halliburton и представителями других крупнейших игроков нефтегазового рынка Северной и Южной Америк. «Впечатления сугубо положительные – удалось получить отклик по нашей продукции, рекомендации по локализации наших сервисов и программам для выхода на рынок США», – говорит Стишенко. Он подчеркнул, что сотрудничество с Фондом «Сколково» дало «возможность развивать свою компанию, участвовать в крупнейших международных выставках, получать такой опыт, который невозможно получить нигде более в РФ».

Телеметрия

Компания «Аксель Телеметрия», уже имеющая свой офис в Сан-Франциско и номинированная в этом году на премию РБК «Стартап года», специализируется на оборудовании и технологиях для телеметрического сопровождения бурения скважин. Она также занимается разработкой модулей, которые обеспечивают высокоскоростную и качественную передачу данных со скважинных датчиков на поверхность. По словам Максима Бардина, компания готовится к получению поддержки от Фонда «Сколково», чтобы полностью разработать свою телеметрическую систему, которая будет разительно отличаться от аналогов.

Генеральный директор компании «Аксель Телеметрия», Петр Шульгин также отмечает результативность участия в программе и конференции: «По результатам программы наша компания выработала бизнес стратегию для продвижения продукции на американском рынке. Участие в выставке IC&S позволило наладить контакт с представителями крупных нефтегазовых компаний (Chevron, Halliburton), а также с компаниями-клиентами HTC».

Комментирую выдвижение на премию РБК Петр Шульгин дает несколько советов начинающим предпринимателям: «Гнуть свою линию и верить в свое видение – это самое главное. Кроме того, я бы посоветовал сконцентрироваться на насущных проблемах страны и экономики в целом. Наши продукты – продукты для оптимизации технологий в промышленности – пользуются такой популярностью, потому что они нужны отрасли в целом, нужны рынку. При цене на нефть 50$ люди вдруг осознали, что процессы выстроены плохо и нуждаются в оптимизации. Нам будет очень приятно, если сейчас, в непростое для страны и для экономики время, кризисное время, талантливые люди и молодые предприниматели, видя наш пример, начнут думать о товарах и услугах первой необходимости. Надо пытаться организовывать новые проекты, направленные на улучшение продуктов и услуг. Для будущего инновации в промышленности – острая необходимость».

Максим Бардин также считает, что цена на нефть создает благоприятную перспективу для внедрения новых технологий, тем более что в России много перспективных разработок. «На мой взгляд, сейчас самые оптимальные условия для поиска и внедрения новых технологий, как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Нет такого потока денег, который давала дорогая нефть, и компании думают о том, как сэкономить. Хороших разработок, в том числе на российском рынке, большое количество. Те, с которыми работаем мы, в большинстве своем находятся на стадии внедрения и опытно-промысловых испытаний: когда уже подтверждена перспективность технологии, полностью разработан продукт, остается только испытать его и проходить по тендерной процедуре закупки. Задача фонда – сделать возможным выход имеющихся у малых предприятий инновационных решений на российский и зарубежные рынки», – подчеркнул Бардин.

В добавление генеральный директор компании «Аксель Телеметрия» перечислил основные преимущества резидентства в Сколково для молодых быстрорастущих компаний: налоговые льготы, помощь в маркетинге, возможность участия в разного рода программах и общение с другими предпринимателями, консультации по различным вопросам, в том числе логистики и патентования. «Сколково активно рекламирует своих резидентов перед крупными нефтегазовыми и нефтесервисными компаниями. Кроме того, мы как резиденты Сколково получаем возможность участвовать во многих событиях – нас постоянно приглашают на специализированные форумы и конференции», – рассказал Шульгин.

Заканчивание и мониторинг скважин

Компания «Вормхолс внедрение» разрабатывает системы заканчивания и мониторинга горизонтальных скважин, позволяющие повысить коэффициент извлечения нефти и газа на осложненных месторождениях.

«Основная цель – повышение коэффициента извлечения нефти и повышение эффективности разработки нефтяных месторождений с помощью оптимизации заканчивания, мониторинга и оптимальной эксплуатации скважин. Компания разработала, запатентовала и внедрила новейшие устройства контроля притока. Данная тематика развивается в сторону создания адаптивных и умных систем заканчивания скважин, ведутся разработки по созданию новейших систем постоянного мониторинга скважин для повышения эффективности эксплуатации.

Проект связан с крупными вложениями капитала на изготовление элементов системы, и компания уже нашла подрядчика, который сможет выполнять заказы на изготовление необходимых деталей. «Вормхолс» представили свои проекты Halliburton и Weatherford и находятся с ними на стадии переговоров», – говорит Максим Бардин. 

Пилотная программа ЭЭТ кластера 2016 

Акселерационная программа HTC для участников «Сколково» была запущена в 2014 году и уже показала отличные результаты. Ее ключевым преимуществом является интенсивное вовлечение в работу не только сотрудников HTC, но и менторов и экспертов из отрасли, имеющих широкую сеть контактов и значительный профессиональный опыт.

В России, особенно в нефтегазовом секторе, подобный формат практически отсутствует. «Накопив опыт взаимодействия по построению таких программ Нефтегазовый центр Кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково» планирует в следующем году запустить свою пилотную программу с привлечением экспертов и менторов из российской отрасли. Ведь даже понимающие российский рынок люди не всегда знают, как правильно представить свой проект для потенциального заказчика», – сетует Максим Бардин.

Длительность пилотной программы около 4 месяцев. За это время участники будут выполнять «домашние задания» под контролем менеджеров Кластера, проведут серию встреч с группой менторов и экспертов, которая будет сформирована с учётом специфики отобранных в программу участников.

* * *

В настоящее время «Аксель Телеметрия» и «Геонавигационные технологии», одни из успешных резидентов Фонда «Сколково», планируют открыть представительство в Хьюстоне и начать выводить свою продукцию на рынок США в 2016 году.