27 октября 2020, вторник, 21:02
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

Уян и Дина: якутские львята

Якутское-Саха информационное агентство

Ученые из Академии наук Якутии представили уникальную находку –двух детенышей пещерного льва, найденных в Абыйском районе Якутии этим летом, сообщает Якутское-Саха информационное агентство. Впервые в истории в руки исследователей попали не костные останки этих львов, а замороженные тела с мягкими тканями и волосяным покровом.

Пещерные львы жили в плейстоценовую эпоху, приблизительно от 370 000 до 10 000 лет назад. Они были широко распространены в Евразии, встречаясь на территории от Великобритании до Дальнего Востока, некоторые их экземпляры найдены в Северной Америке, на Юконе, хотя там чаще встречался родственный пещерному льву американский лев (Panthera leo atrox).

Впервые череп пещерного льва обнаружил в 1810 году выдающийся гнемецкий палеонтолог Георг Август Гольдфус (1782 – 1848). С тех пор были найдены как отдельные черепа и челюсти этих животных, так и более полные скелеты. Также пещерные львы часто изображаются в произведениях первобытного искусства: наскальной живописи, резьбе по кости и так далее. Долгое время ученые спорили, был ли пещерный лев отдельным видом крупных кошачьих (в таком случае ему присваивалось латинское наименование (Panthera spelaea) или же он был подвидом современного льва (тогда его нужно называть Panthera leo spelaea). Лишь недавно было опубликовано исследование, в котором на основании 52 образцов митохондриальной ДНК современных львов, пещерных львов и американских львов было установлено, что они представляли собой подвиды одного вида.

Существует гипотеза, что львы, которые в историческую эпоху сохранялись в Восточной Европе, были пещерными львами. Известны костные останки львов найденные в Венгрии и в Причерноморье, которые датируются 5500 – 3000 годами до нашей эры. Согласно свидетельствам античных авторов, львы были распространены в Греции в V веке до нашей эры, к 300 году до н. э. стали редки, а к 100 году вымерли. Однако многие ученые склонны считать, что львы древней Греции принадлежали к азиатскому подвиду львов (Panthera leo persica), представители которого встречались в Закавказье, вплоть до X века.

Увы, находки одних лишь костных останков не позволяли ученым ответить на множество вопросов об облике пещерных львов. Было известно, что эти львы достигали в длину более двух метров (без учета хвоста) и были ростом в плечах до 1,2 метра, то есть были крупнее современных львов. При реконструкции внешности оставалось полагаться на мастерство первобытных художников. Они оказались достаточно точными и уделяли внимание деталям, изображая черные пятнышки у основания усов и кисточку на хвосте. Но и тут возникали затруднения. Великолепные рисунки пещерных львов, в частности из пещеры Шове (верхний палеолит) в долине реки Ардеш на северо-востоке Франции, заставляли думать, что у самцов этого подвида не было гривы, характерной для львов Африки. Или же рисунки просто отражали характерную структуру львиного прайда, где лишенных гривы самок больше, чем самцов? Лишь в 2003 году вышла статья, авторы которой, тщательно изучив известные наскальные изображения, пришли к выводу: у самцов пещерного льва гривы не было. Помогла все та же скрупулезность первобытных художников: самцов на рисунках отличили по тестикулам.

Один этот пример показывает, насколько палеонтологам недоставало других останков пещерных львов, помимо костей. Надежда получить желаемое была. На обширных территориях Сибири, занятых вечной мерзлотой, уже неоднократно находили замороженные тела мамонтов, попадаются и представители других видов, например, бизоны, древние лошади, шерстистые носороги (подробнее об этом можно прочитать в специальном очерке «Как носорог побывал птицей»). Почему бы в вечной мерзлоте не сохраниться и телу пещерного льва?

В августе этого года надежда ученых наконец-то сбылась. Как правило, сохранившиеся в вечной мерзлоте тела животных находят, когда реки размывают берега, и то, что тысячи лет лежало под землей, выступает на поверхность. Именно при таких обстоятельствах 12 августа 2015 года в 57 километрах от поселка Белая Гора в Абыйском районе Якутии рабочие нашли тела двух львят. Благодаря их грамотным действиям, тела прекрасно сохранились. «Такие находки редко доходят до ученых в хорошем состоянии, но в этом случае можно говорить об абсолютной сохранности. Это само по себе бывает крайне редко, а в отношении пещерных львов – это первый случай за всю историю палеонтологии. Авторы находки поступили очень правильно, сразу поместив найденных львят в холод. Получается, что с момента заморозки и до настоящего времени они ни разу не размораживались», – говорит заведующий отделом изучения мамонтовой фауны Академии наук Якутии Альберт Протопопов. По названию реки Уяндина, где были найдены львята, они получили имена Уян и Дина.

Комплексное изучение уникальной находки еще впереди. Пока Альберт Протопопов сообщил о том, что львята погибли в возрасте всего около двух недель, а жили они приблизительно 12 тысяч лет назад. Более точную дату можно будет назвать после радиоуглеродного анализа.

Пока ученые успели провести микробиологическое исследование львят, о результатах которого также рассказало Якутское-Саха информационное агентство. Опасных инфекционных микроорганизмов ученые не обнаружили, зато, по словам врача-эпидемиолога Центра гигиены и эпидемиологии Республики Саха (Якутия) Виктора Чернявского ученые нашли бактерии, которые, возможно, окажутся полезными для людей. Научный сотрудник Института нефти и газа Лариса Ерофеевская сообщила об этом: «Из биоматериалов пещерных львов выделены четыре штамма перспективных микроорганизмов, сейчас они находятся на экспертизе в Пущинском научном центре. Из биоматериала носорога выделен один штамм целлюлозолитических микроорганизмов, которые также очень перспективны для разработки новых биопрепаратов, для сельского хозяйства». Ученые Якутии сейчас разрабатывают методы биоразложения нефти и нефтепродуктов до углекислого газа и воды при помощи холодоустойчивых бактерий. Среди используемых с этой целью штаммов бактерий есть те, что были обнаружены в замороженном теле мамонтенка и в мерзлотных грунтах.