Пенсионное безмолвие

Пенсионная реформа вновь на повестке дня. Вернее, в профессиональном сообществе ее обсуждение не прекращалось ни на минуту и даже достигнут минимальный консенсус. Теперь же, очевидно, постепенно в дискуссию будут вовлечены «широкие слои общества».

О том, что современная пенсионная система в России работать сколь-нибудь продолжительное время не будет, было известно давно. Сейчас Пенсионный фонд зависит от трансфертов из федерального бюджета, покрывать которые с трудом удается за счет национализации отчислений работающих граждан на накопительную часть пенсии. Но через какое-то время перестанет хватать и этого, что отлично понимают все, кто хоть раз читал основные параметры федерального бюджета с калькулятором в руках и таблицей распределения населения России по полу и возрасту на столе.

Предстоящую пенсионную реформу можно условно разделить на две составляющие.

Первый аспект реформы, самый заметный для граждан, — повышение пенсионного возраста. Правительство может, конечно, попытаться обойти этот вопрос отменив значительную часть досрочных пенсий, а также стимулировав граждан выходить на пенсию позже, чем это предусмотрено законом, но, очевидно, подсчеты показали, что должного эффекта это не даст.

В среду в «Коммерсанте» вышла статья, в которой описывается деятельность Экспертного совета (ЭС), который будет сформирован уже в начале 2016 года. Суть этой структуры будет в том, чтобы подготовить общественно мнение к повышению пенсионного возраста — для этого будет организована рекламная компания, выпущены брошюры, агитационные фильмы и мультфильмы, созданы спецпроекты с телеканалами и другими СМИ, привлечены популярные блогеры и т.д.

Цель всего этого проекта — обеспечить поддержку гражданами повышения пенсионного возраста. Пока рабочий вариант такой: пенсионный возраст увеличивается с 2016 года с интервалом в полгода для женщин с 1961 года рождения, а затем для мужчин с 1971 года рождения с тем же интервалом. Завершиться процесс должен в 2030 году единым пенсионным возрастом 63 года.

Второй аспект реформы — это выбор модели пенсионной системы. Тут проблема в том, что избранная однажды смешанная модель в России не сработала, государству оказалось слишком просто изъять отчисления граждан на накопительную пенсию взамен на слабо обеспеченное обещание пенсионных выплат в будущем.

Пока у правительства и ЦБ, который осенью заявил, что сам занимается разработкой пенсионной реформы, нет окончательного решения. Замглавы Минфина Алексей Моисеев заявил, что сейчас в его ведомстве работают над вмененной моделью пенсионного страхования, по аналогии с Австралией и Новой Зеландией.

В этих странах граждане могут самостоятельно выбрать ставку, по которой они отчисляют деньги на накопительную пенсию, могут от нее отказаться вовсе. Причем этими деньгами управляют исключительно негосударственные пенсионные фонды. Судя по всему, если этот вариант действительно будет выбран, то россияне будут делать отчисления на накопительную пенсию сверх того, что уже сейчас переводит в Пенсионный фонд России их работодатель.

На фоне столь важной для будущего каждого жителя страны дискуссии — а, как показывает практика, россияне не склонны сами копить на пенсию, а надеются на государство и детей — особенно заметно интервью Дмитрия Медведева, которое он дал в среду. Премьер-министр страны, которая стоит на пороге одной из самых сложных реформ за последние десятилетия, хоть и затронул вопрос пенсий, но говорил все больше о том, как правительство индексирует выплаты пожилым людям, а не о том, на какую пенсию и за счет каких ресурсов могут рассчитывать молодые и пока работающие граждане.