22 октября 2019, вторник, 01:54

Соседи «хоббитов»

Геррит ван ден Берг и Бо Ли рассматривают найденное орудие

На этой неделе в журнале Nature была опубликована статья, которая откроет новую страницу в научной полемике вокруг знаменитых «хоббитов» (Homo floresiensis), представителей родственного человеку вида, открытого в 2000-е годы в одной из пещер индонезийского острова Флорес. Хотя сама статья посвящена открытию, сделанному на другом острове – Сулавеси.

С момента публикации первых данных о флоресских людях появилась альтернативная гипотеза, согласно которой кости низкорослых людей с Флореса принадлежали не особому виду, а обычным Homo sapiens, только страдавших каким-то пороком развития (предлагались синдром Ларона, синдром Дауна, кретинизм и другие). С этими предположениями вели полемику, скорее успешную, сторонники существования отдельного низкорослого вида Homo floresiensis.

Однако ученым хотелось найти ответ на вопрос, как «хоббиты» или их предки попали на остров Флорес. Один из первооткрывателей флоресского человека, австралийский ученый Майкл Морвуд (Michael Morwood), предполагал, что следы родственников Homo floresiensis следует искать на Яве (около 800 километров к западу от острова Флорес) или на Сулавеси (около 400 километров к северу). Ява соединена с Флоресом цепью мелких островов, которые могли помочь переправиться. К тому же на Яве ранее уже были найдены останки Homo erectus, которого некоторые исследователи считают возможным предком флоресского человека.

Однако Майкл Морвуд считал Сулавеси также перспективным местом поиска, так как в океане между этим островом и Флоресом есть сильные течения, которые могли способствовать миграции. Важный довод против был один – на Сулавеси не было найдено следов людей в подходящий период, наиболее ранние находки имели возраст лишь около 30 – 40 тысяч лет. Объединившись с палеонтологом Герритом ван ден Бергом (Gerrit van den Bergh), Морвуд организовал экспедиции на Сулавеси. Они сумели найти образцы архаичных каменных орудий, но находки было невозможно датировать, так как они были найдены на поверхности почвы, а не в отложениях.

Орудия, найденные в Талепу (остров Сулавеси) на поверхности земли

Наконец, в 2009 году исследователи обнаружили многообещающее место на Сулавеси возле деревни Талепу, где первые каменные орудия были найдены на глубине от четырех метров.

В ходе раскопок 2009 – 2013 годов в деревне Талепу археологи углубились на десять с лишним метров в землю

В 2013 году умер Майкл Морвуд, но работа была продолжена его коллегами. В результате они нашли каменные отщепы и чопперы, которые датируются 118 000 – 194 000 лет назад. По словам одного из исследователей, археолога Марка Мура (Mark Moore) из Университета Новой Англии в Армидейле, Австралия, орудия могли использоваться для разделки шкур животных, например древних свиней, диких буйволов и карликовых слонов – стегодонов, останки которых ученые нашли рядом.

Майкл Морвуд на раскопках (2012 год)

Для определения возраста каменных орудий ученые применили оптически стимулированное люминесцентное датирование. Этот метод позволяет определить, когда минерал последний раз находился на свету. В любых отложениях присутствуют в очень малых количествах радиоактивные элементы, которые медленно распадаются, испуская ионизирующее излучение (так появляется естественный радиоактивный фон). В минералах это излучение попадает в кристаллы кварца или полевого шпата. В кристаллических решетках образуются дефекты, вызванные захватом дополнительных электронов. Когда же кристалл попадает на свет, то под действием световых волн эти электроны высвобождаются, и возникает люминесценция. Ее интенсивность зависит от числа накопленных в кристаллах электронов, а оно определяется временем, которое кристалл провел в темноте. Новую разновидность этого метода, отличающуюся большей точностью, в 2011 году разработал один из авторов статьи археолог Бо Ли. В ней люминесценция образца вызывается облучением в инфракрасном диапазоне.

Датировка была подтверждена, когда ученые исследовали найденные ими окаменевшие бивни древних свиньей из рода Celebochoerus. В этот раз ими был применен иной способ датирования – уран-ториевый. Следовые количества урана в карбонатах со временем в ходе радиоактивного распада превращаются в торий (234U → 230Th). Торий тоже радиоактивен и со временем распадается. Период полураспада тория-230 составляет 75 тысяч лет, а урана-234 больше – 245 тысяч лет, так что в определенный срок наступает состояние векового равновесия, когда число образующихся атомов тория равно числу распадающихся и соотношение урана и тория в образце больше не меняется. Но интересующий ученых период подходил для уран-ториевого метода. Результаты исследования показали, что самый ранний из образцов имеет возраст около 161 тысячи лет, а другой бивень, находившийся в более глубоких слоях, старше 255 тысяч лет.

Но кем были хозяева этих орудий? В статье рассматривается несколько возможных версий. Орудия с Сулавеси более 100 тысяч лет назад могли изготовить очень ранние (можно даже сказать, аномально ранние) представители вида Homo sapiens, или же Homo floresiensis, или Homo erectus, или, наконец, денисовский человек – еще один вид Homo, известный по немногочисленным костным останкам, которые были найдены в 2008 году в пещере на Алтае. В число кандидатов денисовский человек был включен потому, что его генетическое наследие обнаруживается у ряда популяций современного человека, в том числе у меланезийцев.

Орудия и зубы древних свиней из раскопок в Талепу

Авторы статьи склоняются к кандидатуре Homo erectus, обитавшего в период от 1,5 млн. до 140 тысяч лет назад в Сунде (территория суши, объединявшая объединяла нынешний Индокитай с островами Калимантан, Ява и Суматра). Исследователи учитывают преимущественный характер течений, которые благоприятствовали переселению на Сулавеси с побережья Калимантана (тогда – часть Сунды) или с Филиппин.

Поддерживает этот вариант и палеоантрополог Рассел Сиошон (Russell Ciochon) из Университета Айовы. Комментируя статью, он предположил, что находки на Сулавеси могут быть косвенным подтверждением и того, что люди с острова Флорес представляли особый вид. Представители Homo erectus были занесены течением с Сулавеси на Флорес, а там в ходе эволюции превратились в карликовый вид, как это свойственно млекопитающим, оказавшимся в изоляции на островах (явление «островной карликовости»).

Рассуждая о том, как жители Сулавеси преодолели водную преграду, Геррит ван ден Берг предполагает, что они могли плыть на стволах деревьев, унесенных в море ураганом. Ученый вспоминает знаменитое цунами 2003 года, когда некоторые из пострадавших выжили, семь дней носясь в океане на вырванных с берега деревьях. Подобный случай, произойди он более ста тысяч лет назад, мог положить начало заселению Флореса.

Археологи надеются, что дальнейшие раскопки на Сулавеси и других островах Зондского архипелага помогут реконструировать древние миграции предков человека в деталях.