Депутаты четырех думских фракций повторно внесли на рассмотрение нижней палаты парламента законопроект об уголовной ответственности за незаконный самопиар губернаторов. Это уже вторая попытка на законодательном уровне ограничить использование региональными властями бюджетных средств для рекламы своей деятельности в СМИ. Правительство при участии ОНФ разработало механизмы контроля за расходованием средств главами субъектов. Первые отчеты с открытым доступом для любого желающего должны появиться в марте.
Инициаторами законопроекта стали парламентарии Михаил Дегтярев (ЛДПР), Александр Бурков («Справедливая Россия»), Александр Ющенко (КПРФ) и Ольга Тимофеева («Единая Россия»). Они предлагают запретить органам государственной власти прямо или косвенно расходовать бюджетные средства на информирование о своей деятельности за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Уголовный кодекс предлагается дополнить статьей «Незаконное расходование бюджетных и внебюджетных средств на информирование о деятельности органов государственной власти субъекта РФ». Документ предполагает две формы преступления: если на самопиар потрачено более 1,5 миллиона рублей, это считается незаконным расходованием, совершенном в крупном размере, если более 7,5 миллиона рублей - в особо крупном.
В первом случае предусматривается наказание в виде штрафа до 300 тысяч рублей, либо принудительные работы на два года, либо лишение свободы на два года. Во втором случае – штраф на сумму до 500 тысяч рублей, принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на пять лет.
Правительство при участии «Общероссийского народного фронта» уже разработало единые формы отчетности бюджетных трат на пиар в СМИ. До конца месяца они будут утверждены и направлены в субъекты для исполнения, сообщается на сайте ОНФ. Поручение по созданию механизма повышения прозрачности расходов региональных властей на информационное обеспечение дал в июне президент Владимир Путин по итогам медиафорума «Правда и справедливость». Первые результаты от внедрения отчетности в ОНФ планируют получить уже в марте.
Доступ к типовой форме отчета будет открыт каждому желающему. Кроме того, в отчет будут включены сведения о тратах чиновников на размещение, распространение и производство аудиовизуальной продукции, а также на теле- и радиотрансляции. В открытом доступе будет находиться информация о размерах предоставленных субсидий по разделу «Средства массовой информации», а также всех действиях в рамках контракта, заключенного с органом власти. Отчеты будут размещаться на официальных сайтах соответствующих ведомств два раза в год: в январе и июле.
«Единые формы отчетности повысят прозрачность расходов и позволят усилить контроль за тратами чиновников на информационное освещение. Теперь люди смогут проконтролировать, кому и в каком объеме пошли бюджетные деньги на эти цели. Это делается для того, чтобы чиновники не подменяли понятия и под информирование граждан не маскировали деятельность по самопиару», - считает Тимофеева.
ОНФ занимается незаконными тратами региональных властей с декабря 2013 года. Тогда сопредседатель центрального штаба движения Александр Бречалов обратил внимание Владимира Путина на госзаказ губернатора Сахалина Александра Хорошавина по статье «Улучшение имиджа губернатора» на сумму 680 миллионов рублей.
По данным ОНФ, в 2014 году расходы региональных властей по статье «СМИ» не только не сократились, но выросли на 10%. Динамика роста расходов сохранилась и в 2015 году. Согласно отчету Минфина информационные расходы регионов на 30 сентября выросли на 422 миллиона рублей – с 36,158 миллиарда рублей до 36,580 миллиарда. В целом рост составил около 1%.
Лидером по бюджетным расходам регионов на СМИ, исходя из данных агентства Standard & Poor’s, является Москва (13,5 млн руб), второе место занимает Московская область (3,3 млн), на третьем – Ямало-Ненецкий автономный округ (2,9 млн), на четвертом месте идет Санкт-Петербург (1,6 млн) и замыкает пятерку Ханты-Мансийский автономный округ (1,3 млн).
В прошлом году теми же депутатами уже вносился законопроект о запрете региональным властям использовать бюджетные средства на освещение своей работы в СМИ. Тогда помимо УК предлагалось изменить законы об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти. Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления вернул документ парламентариям, порекомендовав доработать его и внести заново. В правительстве также поддержали законопроект, но при условии серьезных доработок текста.
В ОНФ, между тем, надеются, что в этом году удастся ввести в состав бюджетной классификации отдельную статью расходов на информационное освещение деятельности органов государственной власти и муниципальных органов, а также добиться, чтобы объем расходов указывался отдельной строкой во всех бюджетах и отчетах об исполнении.