Карьера и погребение Чаи

28 января в Библиотеке-читальне им. И.С. Тургенева с лекцией на тему «"Праведная жизнь" и "прекрасное погребение" древних египтян»  выступил кандидат исторических наук, временно исполняющий обязанности директора Центра египтологических исследований РАН Сергей Иванов.

Рассказ Сергея Иванова был посвящен одному из памятников Древнего Египта, исследованиями которых заняты российские ученые, фиванской гробнице TT 23, которая принадлежала высокопоставленному сановнику времен XVIII династии по имени Чаи. Находится эта гробница в так называемой  Долине вельмож (Шейх абд аль-Курна, Луксор). Работы там ученые ведут с 2006 года.

О жизни Чаи известно в основном из оставленной им самим автобиографии нанесенной на стены гробницы. Такие жизнеописания были стандартным жанром для Древнего Египта. В них говорилось о трудолюбии и усердии покойного, достигнутых им свершениях, о том, что он был преданным служителем того или иного божества, которое помогло ему добиться успеха. Для этих текстов характерны стандартные элементы, которые могли и не иметь ничего общего с реальностью. Например, часто говорится, что покойный начал свой жизненный путь с самых низов общества и добился высокой должности своим трудом и религиозным благочестием. Верить этому стоит не всегда. Очень часто рядом с гробницей, владелец которой сообщал о своем происхождении из простого люда, находится погребение его отца, бывшего на самом деле важным сановником при царском дворе.

Однако для Чаи рассказ о незнатном происхождении отчасти верен. Его отец был всего лишь скромным писцом в удаленном гарнизоне. Чаи был одним из 13 детей в семье. Половина сыновей, повзрослев, стала военными, другие, в том числе и Чаи, выучились грамоте и стали служить чиновниками. Чаи оказался в канцелярии Мернептаха, одного из сыновей Рамзеса II. Поначалу это был весьма скромный пост, так как Мернептах был тринадцатым сыном Рамзеса, и вряд ли мог претендовать на престол. Но оказалось, что Рамзес II царствовал удивительно долго, 66 лет. Он пережил многих своих сыновей, и постепенно статус Мернептаха возрастал, а с ним все более высокие должности получал и Чаи.

На 55 году правления Рамзеса Мернептах стал наследником престола, а верно служивший ему Чаи получил должность начальника царской канцелярии. Этот орган часто называют министерством иностранных дел Древнего Египта, так как именно он ведал дипломатической перепиской с другими государствами. Также в ведении Чаи оказался царский архив. По-видимому, в последнее десятилетие правления Рамзеса II Мернептах уже фактически управлял государством, так как его отцу к тому времени было уже за восемьдесят лет. Наконец, около 1212 года до нашей эры Рамзес II умер, и Мернептах стал уже официальным правителем Египта, унаследовав сильное государство в пору самого расцвета. Мернептаху на тот момент было около 60 лет.

В автобиографии Чаи неоднократно указывается, что он был одним из ближайших советников Мернептаха, «возлюбленным приближенным царя». Мернептах дважды награждал его так называемым «Золотом чести» – массивным золотым ожерельем, которое служило высшей наградой в тогдашнем Египте. Факт награждения, конечно, был отражен в надписях и рельефах на стенах гробницы, где Чаи был изображен торжественно возвращающимся домой, а его встречали радостные служители и члены семьи. Также Чаи возглавил «Суд тридцати», важный орган, который рассматривал, например, дела о заговорах против царя и некоторые вопросы международных отношений, причем царь, по крайней мере формально, не имел права голоса в этом суде.

Сообщают надписи и о семейной жизни Чаи. У него было две жены. Упомянут и сын, о котором, однако, всегда говорится «ее сын» и никогда «его сын», что заставляет ученых предположить, что первой женой Чаи стала женщина с ребенком от первого брака. На это указывает и тот факт, что погребальные ритуалы, которые должен был производить сын умершего, для Чаи проводил его брат.

Гробница Чаи, которую исследуют египтологи, тоже была одной из наград, полученных им на царской службе. Детали неясны. Мернептах мог пожаловать Чаи готовую гробницу или же просто выделить участок для погребения «на западе» (то есть в западной части Фив), возможно, средства на строительство гробницы тоже были выданы царем.

В любом случае Чаи мог быть доволен построенной гробницей. Вход в нее был оформлен пилоном – воротами, сложенными из блоков известняка и украшенными надписями и рельефами. Хотя от них сохранились лишь отдельные фрагменты, даже на их основе исследователи сделали интересное наблюдение. В перечне должностей Чаи указано, что он был еще и жрецом малоизвестного бога Яха. Жрецов этого бога известно всего трое за всю историю Египта. Причем первый жил в эпоху Древнего царства, вторым был Чаи, а третий – во времена римского владычества. На многих других гробницах чиновников в Фивах тоже есть надписи, сообщающие, что они были жрецами разных второстепенных божеств. Возможно, статус жреца был необходимой формальностью, чтобы получить право на захоронение в столь престижном месте.

За пилоном следовал открытый двор с рядами колонн по периметру и статуями. Наконец, пройдя двор, можно было попасть во внутренние помещения гробницы. Сначала посетитель попадал в длинное помещение, ориентированное перпендикулярно основной оси гробницы. Оттуда был проход в длинный коридор, который заканчивался в святилище, где совершались ритуалы заупокойного культа.

Мы не случайно упомянули посетителей. Дело в том, что гробницы древних египтян посещались не только родственниками или специально нанятыми жрецами, которые должны были в определенные дни проводить обряды, но и другими египтянами. Такое посещение гробниц было распространенной практикой и считалось благочестивым делом. Археологи нашли на стенах гробнице много надписей, оставленных такими посетителями. Была и еще одна причина для осмотра чужих гробниц, помимо религиозного обряда и культурного интереса. Человек, который планировал заказать постройку собственной гробницы, посещал ряд других, чтобы увидеть, как они построены и украшены.

Конечно, общедоступные помещения гробниц старались отделать как можно богаче, ведь по ним будут судить о знатности погребенного. Стены и потолки выравнивались, покрывались штукатуркой, по которой вырезались рельефные изображения и наносились надписи. Потом рельефы и надписи раскрашивали. Дополняли декор скульптуры. Интересно, что, если обычно надписи в гробницах делались иероглифами, то биография Чаи записана иератическим письмом, то есть скорописью, которая использовалась для документов, но не для памятников. Вероятно, это было сделано из-за того, что гробницу торопились закончить, чтобы провести погребение Чаи.

После святилища гробницу продолжает нисходящий коридор, который, загибаясь и образуя почти полный круг, опускается вниз на 18 метров. Общая протяженность коридора составляет 52,3 метра. Сюда уже никто не должен был попадать. Вход в нисходящий коридор после похорон был замурован, а поверх штукатурки сделан рельеф, чтобы грабители гробниц не могли найти вход (правда, изображение в этом месте настолько отличалось от других участков стены, что для грабителей это не стало трудной задачей). Стены и потолки нисходящего коридора уже не выравнивались, изображений там не было.

Завершался коридор двумя помещениям. Первое было небольшим квадратным залом с четырьмя колонными. Подобные камеры были в царских погребениях в Мемфисе, и Чаи, ведавший в том числе и царским некрополем, мог увидеть этот архитектурный элемент там и использовать в проекте своей гробницы. Наконец, за этой камерой шло помещение, где находился саркофаг с мумией. У Чаи был прекрасный большой саркофаг из гранита (он сохранился до наших дней), но с ним вышло досадное происшествие. Саркофаг делали снаружи, а когда его должны были внести в гробницу, оказалось, что дверные проемы между несколькими подземными помещениями слишком узки. Пришлось их срочно расширять, разламывая уже готовые стены.

История гробницы не закончилась с моментом погребения в ней Чаи. Рано или поздно в гробницах египетских вельмож начинали делать новые погребения, прорубая отдельные камеры. Много таких погребений в разное время было сделано и в гробнице Чаи. Проходы в большинство из них сделаны в нисходящем коридоре. Археологи нашли в гробнице останки более ста человек, но погребенных там было, конечно, больше.

Гробница Чаи соединена с некоторыми другими. Один проход, в так называемую «Южную гробницу», возник из-за ошибки ее строителей. Другой, соединяющей гробницу Чаи с «Северной гробницей 1», был сделан грабителями, которые хотели незаметно проникнуть из одной усыпальницы в другую.