Фуры раздора

Россия с сегодняшнего дня приостановила транзитное движение украинских грузовиков, следующих в Казахстан. Сейчас на территории России находятся 324 украинские фуры. В соответствии с указом президента Владимира Путина, грузы в Казахстан доставят перевозчики других государств. Эти меры будут действовать до урегулирования ситуации с блокировкой российских грузовиков на Украине, отмечают в Минтрансе.

В настоящее время движение российских грузовиков по территории Украины все еще затруднено. Западные и южные границы для фур с российскими номерами закрыты. Из Евросоюза в страну не могут вернуться около 500 российских фур. 150 грузовиков блокированы на самой Украине, говорится в пресс-релизе Ространснадзора. Сухопутный путь в Россию закрыт полностью. Как пишут украинские СМИ, движение российских грузовиков в обе стороны блокировала даже румынская таможня, объявившая забастовку. Заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул пообещал, что все российские фуры покинут территорию Украины в течение суток.

Первые блокпосты на пути движения российских фур по территории Украины появились в Закарпатье вечером 11 февраля. Их установили активисты националистических организаций, которые утверждали, что машины не проходят должного осмотра и могут перевозить оружие. Впоследствии контроль за движением российских фур распространился на Волынскую, Львовскую и Житомирскую области. К 14 февраля блокпосты появились на всей западной границе Украины. Российские грузовики останавливаются также на дорогах, ведущих в Белоруссию.

«Огромные очереди, растянувшиеся на километры, недовольные водители, на Закарпатье один из грузовиков сумел все-таки прорваться через блокаду, но, видимо, в него что-то бросили, потому что он загорелся», - описывает увиденное корреспондентка «Коммерсанта» Янина Соколовская.

Россия запретила въезд украинским грузовикам в минувшее воскресенье. Исключение было сделано для транзита с Украины в Казахстан. По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, транзитное передвижение украинских грузовиков осуществлялось только под конвоем. 15 февраля аналогичное решение приняло правительство Украины, которое ранее официально не поддерживало действия активистов. Стороны обвинили друг друга в нарушении международных договоров, касающихся автомобильных перевозок.

Транспортный конфликт между Россией и Украиной начался в Польше. 31 января истек срок соглашения между Москвой и Варшавой на грузоперевозки. Проездные квоты вовремя согласовать не удалось. Польские власти считают, что новое российское законодательство в сфере регулирования международных автомобильных перевозок вытесняет с рынка иностранные транспортные компании. С 1 февраля российским грузовикам было запрещено проезжать через Польшу. Водителям пришлось искать объездные пути на Украине.

Польша служила транзитной страной для фур, следующих в Германию, Нидерланды, Францию и другие европейские страны. Через территорию Украины пролегают южные торговые маршруты. По украинским дорогам российские товары перевозились в Италию, Венгрию и Словению.

«После выхода России из зоны свободной торговли с Украиной, после ряда ограничений, запрета на прямой транзит из Украины в Казахстан, вообще в страны Средней Азии, этой меры или этого протеста активистов следовало ожидать. Это сигнал, что Россия должна пересмотреть свои решения по ограничению транзита украинских грузов через свою территорию. Основой сегодняшнего противостояния стал конфликт с Польшей, поэтому российские большегрузы пошли через Украину. Все это лежит в плоскости политических решений и доброй воли российского руководства», — пояснил «Коммерсантъ FM» директор Центра исследований общественных процессов «Эксперт» Вячеслав Ковтун.

Как сообщает ТАСС, изучением транспортного кризиса занялась Еврокомиссия. Представители России и Польши должны встретиться завтра в Сочи, чтобы обсудить этот вопрос, заявил «Коммерсанту» осведомленный источник. По данным РИА Новости, эта встреча состоится 19 февраля. РБК подсчитал, что если сторонам не удастся договориться, расходы российских перевозчиков могут вырасти на восемь миллиардов рублей в год. Сейчас у них остался только один путь в Европу – через территорию прибалтийских стран с дальнейшей переправой на пароме.