29 марта 2024, пятница, 17:34
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

20 февраля 2016, 10:00

Наутро. 19 февраля

Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50, серийное производство планируется в 2016 году.
Малозаметный многоцелевой истребитель Т-50, серийное производство планируется в 2016 году.
 

Расходы Министерства обороны России в этом году будут сокращены, сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на свой источник, близкий к руководству ведомства. Так, финансирование оборонки уменьшится на 5%, что составляет примерно 160 миллиардов рублей. Это обусловлено сложной экономической ситуацией в стране.

В бюджете на текущий год на национальную оборону выделено 3,14 триллиона рублей, что составляет 4% ВВП.

По информации издания, основной объем сокращений придется на гособоронзаказ, финансирование уменьшится на 7% (это примерно 150 миллиардов рублей). Именно гособоронзаказ является основным параграфом расходов национальной обороны в бюджете на этот год (68%). Сюда относится закупка выпускаемых серийно новых вооружений, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке новых вооружений, а также ремонт и модернизация имеющихся в вооруженных силах систем оружия. Источник «Ведомостей» сообщил также, что затраты на денежное содержание личного состава планируется оставить без изменений.

Урезать расходы будут и на некоторые дорогие системы вооружений для флота и авиации, а также Сухопутных войск, но в меньшей степени. Сообщается также, что сокращение расходов не коснется содержания личного состава и операци в Сирии.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что в нынешней экономической ситуации данное решение объяснимо, и такое сокращение не повлияет на обороноспособность России. Но если это перерастет в тенденцию, и сокращение финансирования ОПК будет продолжаться, то это может стать угрозой для обороноспособности страны. 

Директор Центра исследований региональных реформ Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Александр Дерюгин тоже полагает, что данное решение в нынешней экономической ситуации вполне обосновано, поскольку объем расходов на национальную оборону действительно очень большой: «Это один из самых высоких показателей за все время существования Российской Федерации как независимого государства».

«Поэтому в условиях когда у нас вообще доходы бюджета крайне низки в тех же процентах ВВП, то естественно эти сильно выросшие расходы — это первое, что нужно сокращать. Кроме того, как мы понимаем, и многие исследования это показывают, расходы на национальную оборону имеют наименьшее положительное влияние на экономику вообще. То есть ни в краткосрочной перспективе, ни в долгосрочной они не оказывают положительное действие на рост ВВП»,— говорит Дерюгин.

По его словам, многие мероприятия, предложенные в рамках антикризисных мер, до сих пор не имеют источников финансирования. «Возможно, из-за этого откладывается рассмотрение этого пакета мер. Соответственно, сокращение расходов на национальную оборону вполне может быть таким источником финансирования мер, которые действительно нужны экономике, а не конкретной отдельной отрасли. Поэтому я считаю это шагом в правильном направлении», — делится мнением эксперт.

На вопрос о том, можно ли ожидать и дальнейшего сокращения расходов на оборону, эксперт Александр Дерюгин ответил, что все будет зависеть от того, какая ситуация будет на рынке нефти и от стоимости сырья. «Если она будет оставаться такой же, как сейчас, то, естественно, возникнет вопрос о дальнейшем сокращении расходов, и я думаю, что  вполне основным источником могут стать расходы на оборону, потому что до этого момента основные сокращения расходов на протяжении последних двух лет всегда касались социального блока, инвестиций, как раз того, что в долгосрочной перспективе влияет на экономический рост. И к настоящему времени возможностей продолжения сокращения социальных расходов (образования, здравоохранения и прочего), уже нет,  которые бы совсем негативно не влияли на экономику.

Поэтому вполне естественно, и еще раньше надо было сокращать военные расходы. Я считаю правильным, что сейчас принимаются именно такие решения», — заключает Александр Дерюгин. 

Однако еще один эксперт президентской академии, считает, что такое недопустимо. Профессор кафедры правового регулирования экономики и финансов Института государственной службы и управления РАНХиГС Анатолий Селюков сказал: «Дело не в экономических условиях, а в нынешних угрозах безопасности. При сегодняшнем уровне таких угроз, конечно, сокращать  ОПК нецелесообразно, я считаю», — говорит он.

По его словам, для того, чтобы поправить ситуацию в экономике, уже был предпринят целый ряд шагов, но к успеху это не привело. «Надо посмотреть внимательно, куда там тратятся деньги. Сокращать оборонку я бы не стал», — добавил эксперт. 

«В полном объеме дать информацию по этому вопросу может только тот, кто владеет всей ситуацией, это Рогозин, это президент и так далее. Но, исходя из имеющейся информации, мне думается, что затрагивать оборонку нельзя ни в коем случае. Наоборот, она должна получать приоритет во всех отношениях», — резюмирует профессор Анатолий Селюков.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.