29 марта 2023, среда, 20:17
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Запуск в санкции

Военный парад в Северной Корее
Военный парад в Северной Корее

Совет безопасности ООН принял резолюцию по ужесточению санкций против Северной Кореи. Непосредственным поводом к этому послужил запуск ракеты, который КНДР произвела в феврале, чем вызвала сильное негодование у крупных геополитических игроков. Многие комментаторы в англоязычных СМИ смотрят на эту резолюцию скептически.

Новые санкции, объясняет Financial Times, стали результатом длительных и непростых переговоров между Китаем и США. В частности, они подразумевают запрет на экспорт оружия, а также принудительные проверки грузов, направляющихся в КНДР или отправляющихся из нее. Северная Корея в четверг отреагировала принятие резолюции запуском в Японское море нескольких снарядов малой дальности.

 
Фрагмент памятника в Пхеньяне
Фото: Matt Paish

Со ссылкой на дипломатов ООН, FT оговаривает, что предыдущая версия санкций была менее действенной, чем изначально предполагалось, - в частности, потому что Китай отказывался полностью следовать санкционным предписаниям. Новый пакет санкций содержит в себе одно потенциально важное ограничение, но, опять же, его эффективность будет зависеть от того, насколько Китай намерен это соблюдать. Речь идет о запрете на экспорт угля и железа – продуктов, от которых, главным образом, зависит северокорейская экономика. Правда здесь есть оговорка, то запрет распространяется только на тот экспорт, доходы от которого идут на развитие ядерной программы. Этот пункт может оказаться сложным для интерпретации и практического применения.

NY Times отмечает, что ужесточение санкций против КНДР ознаменовало оживление сотрудничества между США и Китаем, так как по этому вопросу между ними был длительный спор. Тем не менее, это еще не гарантия того, что Китай действительно будет соблюдать резолюцию.

 
 Ракета-носитель "Ынха-2" на стартовой площадке космодрома Тонхэ
Cкриншот передачи ЦТ КНДР

Также в материале отмечается, что это далеко не первая попытка со стороны ООН прервать северокорейскую ядерную программу, однако КНДР систематически огибала те препятствия, которые ей создавали оппоненты, причем делала это вызывающим образом. Среди недавних примеров четвертое ядерное испытание, которое имело место в январе, и запуск ракеты в феврале.

В новой санкционной программе, при всей ее номинальной жесткости (с обязательствами международного контроля и запретами на обучение северокорейских военных и полицейских за рубежом), тоже имеются послабления, которыми при желании можно злоупотреблять. Это касается, в том числе, упомянутого выше условия, что торговля, доходы от которой идут на мирные цели, не запрещается. Контролировать, куда на самом деле идут доходы, очень трудно.

За несколько дней до принятия резолюции Wall Street Journal опубликовал статью с критикой неэффективности международного воздействия на КНДР. Автор рассуждает на основании проекта резолюции, который в тогдашнем варианте в ключевых моментах совпадал с принятым вариантом. Проблема, считает автор, в том, что результативность новых санкций, несмотря на разговоры о необходимости решительных действий, будет не больше, чем во всех предыдущих случаях. Во-первых, Китай, скорее всего, не будет соблюдать правила. Во-вторых, в резолюцию фактически встроены способы для нарушения этих правил под благовидным предлогом.

 
Улица в Кэсоне, Северная Корея
Фото: Stefan Krasowski

При этом резолюция не затрагивает некоторые действительно важные статьи дохода северокорейской экономики. Например, санкции не касаются экспорта текстиля, который производится северокорейскими госкорпорациями, а между тем объемы этого экспорта возросли в четыре раза начиная с 2010 г. и теперь составляют порядка $740 млн. в год. Кроме того, более 50 000 северокорейских граждан работают за рубежом – преимущественно в Китае и России, и их заработки приносят бюджету КНДР около $230 млн. в год.

Готовность Китая к сотрудничеству, вероятно, объясняется его желанием заблокировать военное взаимодействие между Южной Кореей и США. Но это едва ли можно считать достаточной мотивацией. КНДР по-прежнему остается для Китая политическим буфером в противостоянии с Южной Кореей, рычагом влияния на отношения с Японией и США и козырем в ООН. Поэтому есть все основания ожидать от Китая двойной игры. Из этого автор делает вывод, что санкции надо налагать не на КНДР, а на сам Китай, точнее на его банки, которые участвуют в торговле с Пхеньяном.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.