Экстремальный пресс-тур

Вечером в среду в Ингушетии произошло спланированное нападение на журналистов и сотрудников Комитета по предотвращению пыток. Неизвестные в масках остановили микроавтобус, в котором репортеры и правозащитники направлялись в Чечню, несколько человек были сильно избиты, в том числе иностранные журналисты, автобус вместе с личными вещами и документами сожгли. Через несколько часов другая группа людей в масках, вооруженная автоматами, устроила налет на офис комитета в ингушском Карабулаке, на этот раз никто не пострадал. Правозащитники уверены, что нападения связаны с агрессивными заявлениями главы Чечни Рамзана Кадырова. Полиция пока квалифицировала произошедшее как хулиганство.

Нападение на микроавтобус правозащитников произошло на выезде из ингушской станицы Орджоникидзевская недалеко от границы с Чечней. Сотрудники Комитета против пыток устроили для журналистов пресс-тур с целью продемонстрировать работу организации в Чечне и ознакомить с ситуацией в республике. Поскольку журналисты проживали в грозненской гостинице, а офис правозащитников находился в Ингушетии, участникам пресс-тура приходилось постоянно перемещаться между республиками.

 

Вчера вечером, когда журналисты возвращались в Грозный, их микроавтобус подрезали несколько легковых автомобилей из которых выскочили более десятка молодых людей, вооруженных битами и с медицинскими масками на лицах. В этот момент в автобусе помимо водителя находились пресс-секретарь комитета Иван Жильцов, юрист-международник Екатерина Ванслова, корреспондент норвежского издания Ny Tid Ойтен Уинстад, журналист «Шведского радио» Лена Мария Перссон Лоефгрен, корреспондент «Медиазоны» Егор Сковорода, журналист The New Times Александра Елагина, фотограф Михаил Солунин и бывший сотрудник «Коммерсанта» Антон Прусаков.

 

Нападавшие разбили стекла микроавтобуса, после чего грубо вытащили из автомобиля пассажиров и начали избивать их. «Мы легли на пол, тогда они ворвались и начали избивать нас с криками: «Вы защищаете террористов, убийц наших отцов!», - рассказал Сковорода «Коммерсанту». В конце концов нападавшие вытолкали журналистов к отбойнику, подожгли микроавтобус и скрылись.

 

В результате четыре человека были госпитализированы, в том числе иностранные журналисты. Остальные получили травмы различной степени тяжести. У нескольких пассажиров отобрали мобильные телефоны. Документы, техника и другие личные вещи – все сгорело вместе с автобусом. По словам пострадавших, полицейские приехали оперативно, всего в 500 метрах от места нападения находится пост ДПС. Номера машин никто не запомнил, камеры видеонаблюдения на этом участке дороги не установлены. На территории Ингушетии введен план «Перехват».

 

«Я думал, что умру, это было ужасно, - рассказал норвежскому изданию Aftenposten избитый журналист Ойстен Виндстад. – Я думал о том, что стоило бы в последний раз попрощаться с женой. Они пытались вытащить нас из автобуса, нанося удары палками и острыми предметами, я боролся, как мог, я думал, что если они меня выбросят наружу – я погиб». По словам редактора издания Ny Tid Трульса Ли, у Виндстада серьезная травма головы, выбиты зубы, порезы на лице и колене. «Здесь безнаказанность. Я думаю, как ужасно может быть людям, которые туту живут», - добавил норвежский журналист.

Через несколько часов после нападения на автобус к офису чеченского филиала Комитета по предотвращению пыток в ингушском Карабулаке подъехали пять автомобилей. Из них выбежали люди в камуфляже и масках, вооруженные топорами и автоматическим оружием, после чего они ворвались в помещение, сломали все камеры видеонаблюдения и уничтожили роутеры. 

 

По словам члена комитета Олега Хабибрахминова, в этот момент в офисе никого из правозащитников не было, поскольку все «занимались нападением на автобус».

Журналисты, участвующие в пресс-туре Комитета заметили слежку за их автомобилем во вторник днем. По словам Сковороды, на территории Чечни следом за ними постоянно ездил черный Mercedes с номерами 666. «С первого дня они нас сопровождали, был еще один парень, который нас фотографировал, но с нами из них никто не разговаривал, нам никто не угрожал, нас не просили уехать, ни о чем не предупреждали», - рассказала Елагина «Новой газете».

 

По факту нападения на журналистов и правозащитников МВД Ингушетии возбудило уголовное дело по двум статьям: «Хулиганство, совершенное группой лиц» (ч.2 ст.213) и «Умышленное уничтожение имущества» (167 УК). Власти республики взяли расследование уголовного дела под свой контроль. Пострадавшие журналисты уверены, что этот инцидент нельзя квалифицировать как хулиганство. Они связывают нападение со своей профессиональной деятельностью.

 

Редакция «Медиазоны» пообещала направить в Следственный комитет заявление с требованием возбудить дело о воспрепятствовании журналисткой деятельности. Со своей стороны, Совет по правам человека (СПЧ) при президенте России обратился к генпрокурору Юрию Чайке и главе СК Юрию Бастрыкину с просьбой взять под личный контроль расследование этого инцидента.

 

Судьбой пострадавших обеспокоены также зарубежные правозащитники и наблюдатели. С призывом расследовать нападение к российским властям обратились диппредставительства государств, чьи граждане пострадали в Ингушетии, а также ОБСЕ и международная правозащитная организация «Репортеры без границ». Ее представитель Йоханн Бир напомнил, что это уже не первое нападение на сотрудников комитета. «Очевидно, что закон об «иноагентах», а также громкие заявления главы Чечни против его критиков создают такой климат, где возможны подобные преступления», - сказал Бир.

 

Пресс-секретарь главы Чечни Альви Каримов назвал заявление представителя «Репортеров без границ» абсурдным. По словам Каримова, журналисты «со всей планеты» приезжают в Чечню и «никто не чинит им никаких препятствий при выполнении профессиональных обязанностей».

 

В Кремле произошедшее также называют хулиганством и рассчитывают на «самые действенные меры» со стороны правоохранительных органов. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уверяет, что Владимиру Путину доложили о нападении на автобус правозащитников.

 

Комитет по предотвращению пыток – это межрегиональная некоммерческая организация, которая занимается мониторингом ситуации, связанной с практикой применения пыток и жестокого обращения в России. Офис организации в Грозном дважды подвергался нападению после того, как глава комитета Игорь Каляпин назвал недопустимым сожжение домов родственников боевиков, атаковавших столицу Чечни. В декабре 2014 года офис организации подожгли, а спустя полгода митинг под окнами штаб-квартиры закончился тем, что группа молодых людей ворвалась в отремонтированное после пожара помещение и разгромила его. Правозащитники были вынуждены перенести северокавказскую штаб-квартиру в Ингушетию. Полиция до сих пор не нашла участников этих погромов.

 

Как пишет «Новая газета» в последний месяц на территории Чечни произошло несколько незаконных задержаний журналистов и правозащитников. 19 февраля в центре Грозного полицейскими в штатском были задержаны трое журналистов, которые встречались с представителями правозащитных организаций. У них была конфискована вся техника и отснятый материал. А 22 февраля, по данным издания, сотрудники чеченской полиции пытались вывезти одного из сотрудников Комитета по предотвращению пыток, но правозащитник успел предупредить своих коллег и похищение не состоялось. Несмотря на очевидную угрозу для журналитов руководство организации приняло решение не отменять запланированный пресс-тур.