НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Катастрофа FlyDubai: Ошибка усталых пилотов

Аэропорт Ростова-на-Дону
Аэропорт Ростова-на-Дону

Специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) продолжают расшифровку самописцев Boeing 737-800 компании FlyDubai, разбившегося в аэропорту Ростова-на-Дону. Ориентировочно, расшифровка параметрического и бортового самописцев будет закончена к середине следующей недели, но некоторые важные подробности стали известны СМИ уже сейчас. Как сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на источник, близкий к расследованию, экспертам уже удалось восстановить картину авиакатастрофы, и ошибка пилотов на данный момент является доминирующей версией.

19 марта экипаж рейса FZ981 пытался совершить посадку в аэропорту Ростова-на-Дону в тяжелых погодных условиях. В то утро в районе аэропорта наблюдалось редкое погодное явление – струйное течение. Дул сильный порывистый ветер, его скорость в момент катастрофы составляла до 22 метров в секунду. Из-за этого плохо работал автомат тяги Boeing, поддерживающий параметры полета и обеспечивающий движение самолета по заданной траектории в режиме автопилота.

По данным самописцев, дважды экипаж пытался совершить посадку в автоматическом режиме, но обе попытки закончились безуспешно из-за шквалистого ветра. На третий круг пилоты решили уходить в ручном режиме. На высоте около 270 метров в шести километрах от взлетно-посадочной полосы один из летчиков нажал на клавишу, задающую команду для ухода на второй круг, и отключил автопилот, взяв управление на себя.

Как считают эксперты, пилоты не учли специфику перехода машины в режим набора высоты в ручном режиме. Автоматика Boeing 737 работает таким образом, что при заходе на посадку руль высоты отклонен на пикирование, а хвостовой стабилизатор, наоборот, задирает нос самолета. Если при заходе на второй круг работает автопилот, то положение рулей плавно меняет бортовой компьютер. В ручном режиме летчик рефлекторно тянет штурвал на себя, в результате чего и руль, и стабилизатор оказываются в положении набора высоты. Пилотов учат не задирать нос машины на низкой высоте, но в экстренной ситуации они часто об этом забывают. Пассажирский Boeingне может взлететь как истребитель, скорость падает ниже критической и самолет уходит в штопор.

 
На месте крушения пассажирского самолёта «Боинг 737-800» в Ростове-на-Дону. Фото:ГУ МЧС Ростовской области

В похожую ситуацию попали пилоты FlyDubai. Когда самолет уже был близок к тому, чтобы свалиться в штопор, в кабине произошел конфликт. Управляющий летчик пытался набрать скорость, а его напарник считал, что сперва необходимо опустить нос. Источник газеты рассказал, что тот кричал своему напарнику: «Стой. Куда? Стоять! Стоять!», пытаясь одновременно прекратить набор высоты.

Такая рассинхронизация в управлении привела к тому, что в бортовой компьютер самолета стали поступать разнонаправленные электрические импульсы с обоих штурвалов, что еще больше усугубило положение. Только когда пилоты почувствовали себя словно в падающем лифте, им удалось согласовать свои действия. Но в этот момент сделать уже практически ничего было нельзя, неуправляемый Boingнесся несся к земле со скоростью 325 км/час под углом 45 градусов. В последние несколько секунд оба пилота кричали от ужаса. Источник «Вестей» сказал, что это были «нечеловеческие крики».

Кто из пилотов совершил ошибку, определить будет сложно. В последнем диалоге они не обращаются друг к другу по имени или должности, а тембры их голосов и интонации удивительно похожи. Сначала следователи даже подумали, что весь разговор ведет один человек. Для аудиальной идентификации членов экипажа, скорее всего, будут привлечены близкие коллеги пилотов или их родственники.

Помощник председателя МАК Артур Мурадян не смог ни подтвердить, ни опровергнуть информацию о конфликте между пилотами. По его словам, сотрудники комитета не предоставляли данную информацию «Коммерсанту» или другим СМИ. На данный момент все сведения, касающиеся расследования авиакатастрофы, закрыты. Предварительные данные расшифровки бортовых самописцев буду озвучены «через неделю-две». Окончательные результаты расшифровки и их публикация ожидается не ранее, чем через месяц. «Вот когда будут наши данные, тогда можно будет что-то комментировать», - сказал Мурадян ТАСС.

Эксперты считают, что пилоты Boeing737 могли не распознать самопроизвольный маневр лайнера из-за усталости или отсутствия опыта. Второй вариант маловероятен, поскольку командир экипажа имел налет 5700 часов, второй пилот – 5669. Они не были знакомы со спецификой ростовского аэропорта, но их уровень подготовки позволял управлять самолетом в любых условиях.

Российские пилоты, которые приземлялись в Ростове-на-Дону в это же время слышали переговоры Boeingс диспетчером и никакого напряжения в интонациях не было заметно. Вероятно, ситуация вышла из-под контроля в считанные секунды. Одним из решающих факторов катастрофы могла стать хроническая усталость пилотов. Об этом ранее на условиях анонимности заявили их коллеги.

 
Крушение "Боинга" в Ростове-на-Дону. Фото:russian.rt.com

Три сотрудника FlyDubai рассказали BBC, что командир экипажа Аристос Сокрэтус еще до рейса подал заявление об увольнении в связи с усталостью и неудовлетворительным качеством жизни. Один из пилотов признался, что засыпал во время полетов. Этот вопрос ставился перед руководством авиакомпании, но для его разрешения ничего не был сделано.

«Члены команды переутомлены и страдают от усталости. А это – значительный риск. Сотрудники после ночных смен выходят в дневные без достаточного времени на отдых. Я бы сказал, что 50% сотрудников авиакомпании страдают от острой усталости», - сказал один из собеседников BBC.

Другой действующий пилот рассказывал в интервью Russia Today, что второй пилот рейса FZ981 был настолько уставшим, что не хотел в тот вечер выходить на работу. Во FlyDubai ответили, что не могут разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся сотрудников перевозчика.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.