29 марта 2024, пятница, 11:54
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

29 марта 2016, 12:23

Награды России с Андреем Хазиным. Введение

Андрей Хазин
Андрей Хазин
фото Наташи Четвериковой

Академик Российской академии художеств, профессор, завкафедрой МГУ им. Ломоносова, ведущий специалист по истории создания и функционированию наградных систем Андрей Леонидович Хазин о государственных наградах и наградных системах, их функциях, истории, различиях и традициях.

Вводная часть (идея государственных наград и история возникновения)

Далеко не каждая большая группа людей может назваться народом или нацией. Однако случается так, что в какой-то момент люди, живущие иногда далеко друг от друга, иногда даже говорящие на разных наречиях, иногда исповедующие разные религии, вдруг осознают общность своих интересов и ощущают себя нацией с едиными задачами, целями, с едиными культурными тегами, с чем-то, что действительно их объединяет. Часто в этом случае создается государство, национальное или многонациональное. И у этого государства, нации, возникает некоторое количество концентрированных и очень важных для представителей этой нации символов. Так получилось, что в подавляющем количестве культур — восточных, западных, разных — выделяются такие символы, как флаг, герб и гимн. И это символы всей нации в целом, однако, есть и  единственный символ, который соединяет государство с отдельным человеком, и это государственная награда.

 
Император Наполеон с цепью и знаком ордена Почетного легиона.  Художник: Жан Огюст Доминик Энгр, 1806

Интересно то, что существуют удивительные феномены государственных наград, которые пережили и то государственное устройство, при котором они были учреждены, и многие другие не просто смены режимов, а коренные сломы социальной структуры и государства, и нации. Самый известный такой мировой прецедент -  это орден Почетного легиона, который, надо сказать, при учреждении еще во времена Консульства был утвержден путем голосования, в Законодательном Корпусе Франции минимальным большинством голосов (116 против 110). И первый консул Наполеон Бонапарт, когда представлял этот знак отличия перед голосованием, получил знаменитый вопрос, на который он дал столь же знаменитый ответ. Его спросили: «Ну как же так, ведь орденские институции — это пережиток прошлого, аристократической системы, который в современном мире не может иметь ничего, что отзовется в сердце гражданина свободной Франции. Это же просто кусок металла». И Наполеон на это ответил: «За этот кусок металла люди будут умирать».

 
Министр обороны Франции вручает знак ордена Почетного Легиона штаб-сержанту Грегори Шварца, 2015
Фото: USAFE AFAFRICA

Прошло уже двести лет, и его слова, как мы можем это видеть, оказались пророческими. Две империи, пять республик, Июльская монархия, Реставрации — все это прошло, а орден Почетного легиона по-прежнему является одним из самых узнаваемых символов Франции во всем мире и той самой наградой, которой любой француз мечтает быть удостоен. Также и многие иностранцы считают награждение этим орденом великой честью.

Подобные истории неоднократно происходили и в России. Почему так случалось? Как правило это было связано с тем, что те критерии и та процедура, которой руководствовалось государственное руководство при принятии решения о награждении, были настолько жесткими, и фильтры при прохождении представления о награждении были настолько сильными, что общество понимало, что эта награда - действительно дань уважения за что-то реально сделанное для общества, для государства в целом. Самым ярким примером этому являются, конечно, Георгиевские награды - Орден Святого Георгия, который был учрежден в 1769 году Екатериной Великой, а также, впоследствии, Знак отличия Военного ордена, которым награждались нижние чины, и который был в 1913 году переименован в Георгиевский крест и в качестве такового существовал всего около пяти лет.

 
Екатерина II со знаками ордена Св. Георгия I класса и с цепью и знаком ордена Св. Андрея Первозванного. Федор Рокотов, 1770

Тем не менее, те критерии и те процедуры, которые были в своем время установлены сначала Екатериной, потом Александром I, а потом и последующими монархами, при принятии решений о награждении, были правильно устроены. Они включали знаменитые Георгиевские Думы, которые определяли соответствие совершенного деяния тем подвигам, которые описывались в статутах наград, и, соответственно, решали, достоин ли кандидат или не достоин стать кавалером. Эти Георгиевские Думы состояли из уже состоявшихся кавалеров.

 
Георгиевский крест с лавровой ветвью, которым награждались по приговору нижних чинов офицеры, отличившиеся в бою, после февраля 1917 года

Так вот эта весьма жесткая процедура привела к тому, что в обществе звание Георгиевского кавалера было настолько уважаемым, что даже после семидесяти лет антимонархической агитации советского периода одним из первых решений в постсоветской России было восстановление Георгиевских наград. Более того, особенно приятно то, что этими наградами в ряде случаев наши военнослужащие уже были награждены. Последние награждения прошли в марте 2016 г.

То же самое произошло и с орденом Андрея Первозванного, и надо сказать, что он по-прежнему является очень редким в наградной практике. За все президентство Дмитрия Медведева было награждено всего два человека, а после того, как Владимир Путин занял свой пост в 2012 г., такое награждение было произведено всего один раз. Столь жесткий отбор кандидатов делает этот орден редким,  придает ему особый статус в глазах граждан. И это те причины, которые делают государственные награды очень важным общественным феноменом.

Есть и еще один очень важный момент. В свое время создатель империализма и Британской империи Бенджамин Дизраэли говорил о том, что дешевле дать человеку орден, чем деньги. Это довольно циничное само по себе высказывание тем не менее является очень глубоким. Начнем с того, что далеко не всегда у государства просто есть что-то, чтобы вознаградить человека материально, да и  по прошествию жизней двух-трех поколений материальное вознаграждение, как правило, становится весьма и весьма эфемерным. Что может показать внук награжденного своему ребенку, рассказывая о дедушке? Что тот был богатым человеком и у него была красивая одежда? Но, как правило, за три поколения мода меняется, и та одежда, которая казалась весьма престижной три поколения назад, будет казаться смешной. А вот когда при таком разговоре отец показывает ребенку орденский знак и рассказывает ребенку, за что его получил дед: за подвиг ли, связанный с риском для жизни в военных условиях, или при других обстоятельствах, или за выдающиеся трудовое отличие, за создание какого-то изобретения, которое изменило жизнь людей к лучшему, за спасение людей, потому что он был замечательным врачом или прекрасным учителем, и у него много выдающихся учеников. Все это делает награду весьма и весьма важным материальным воплощением чего-то, что действительно воспринимается, как нечто важное и теплое, как что-то личное и, как было сказано в начале, связывает государство с конкретным человеком.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.