Минэкономики определяется с размером бюджета, который можно будет потратить на оплату услуг иностранных банков — инвестиционных консультантов, которые должны будут помочь организовать продажу находящихся в федеральной собственности акций «Роснефти», «Башнефти», ВТБ, «Совкомфлота» и «Алросы».
Министр экономического развития Алексей Улюкаев заявил сегодня, что его ведомство уже получило письма из банков, которые готовы участвовать в проекте приватизации, и теперь идет второй этап — ценовой отбор предложений. По его словам, «до конца недели получим ответы с параметрами ценовых предложений от коллег и примем соответствующее решение».
Формально привлекать иностранные банки для проведения приватизации не обязательно — на бирже и вне ее акции продаются миллионы раз в день без всяких консультантов. Но практика показывает, что продавец, даже такой крупный, как российское правительство, при проведении значимой сделки заинтересован в независимом ее ведении. Сторонний консультант, во-первых, проведет анализ продаваемых активов, а во-вторых, найдет на него покупателей, которые за него готовы заплатить больше, чем можно было бы рассчитывать изначально.
А объем приватизации будет рекордным для России последних лет. Правительство собирается продавать акции «Роснефти», «Башнефти», ВТБ, «Совкомфлот» и «Алросы». В декабре 2015 года министр финансов Антон Силуанов оценил доходы бюджета от продажи акций в триллион рублей. 19,5% акций «Роснефти» Силуанов оценил минимум в 550 млрд рублей (сейчас на рынке стоимость этого пакета более 625 млрд), представитель Росимущества Сергейчук на прошлой неделе заявил, что 25% без одной акции «Совкомфлота» дадут 12 млрд.

Характерно, что о сотрудничестве с иностранными банками Алексей Улюкаев рассказал журналистам после встречи с послом Соединенных Штатов в Москве Джоном Теффтом. Причем показания сторон о предмете разговора несколько расходятся. И Теффт, и Улюкаев признают, что обсуждали участие американских банков в организации российской приватизации — причем раз диалог об этом шел с представителем американского правительства, значит считается, что Вашингтон может каким-то образом препятствовать бизнесу банков в России.
При этом Теффт по итогам встречи заявил, что тема санкций не поднималась, разговор шел в общем о российской экономике. Улюкаев же прямо заявил, что санкции все-таки обсуждались.
«Тема санкций поднималась. Наше общее впечатление и понимание — что, конечно же, это конечная история. Мы хотели бы, чтобы она кончилась как можно скорее. Американские коллеги увязывают это с реализацией Минских соглашений — и мы полностью поддерживаем этот подход. Но мы отмечаем, что эта проблема, которая не имеет одностороннего решения, которая имеет только многостороннее решение, и мы приглашаем всех вместе с нами участвовать в решении этой проблемы», — сказал министр в ответ на вопрос о том, обсуждалась ли тема санкций с послом Теффтом.