Еврокризис: экономика и беженцы

Англоязычные СМИ оживленно обсуждают новости, касающиеся положения дел в ЕС. С одной стороны, говорят об опубликованной в WikiLeaks расшифровке телеконференции, из которой следует, что МВФ ставит ЕС ультиматум в связи с решением проблемы греческого долга. С другой стороны, говорят о миграционном кризисе и сделке с Турцией.

В публикации WikiLeaks нет ничего неожиданного, комментирует Forbes, - по крайней мере, такого, чего не следовало бы ожидать все это время. МВФ в этой истории присутствует постольку, поскольку это необходимо наиболее тревожным участникам ситуации (Европейскому центробанку и Еврокомиссии), которых пугает нестабильность еврозоны. МВФ, со своей стороны, прав в том, что такие долги, как греческий, быстро не возвращаются: им нужны длинные сроки и перспективы частичного списания. Правительствам такой подход очень не нравится, потому что на них давят налогоплательщики, которым не нравится перспектива не получить назад свои деньги.

Таким образом, сейчас, согласно WikiLeaks, сложилась та конфигурация, которая давно назревала. МВФ поставил ультиматум: либо ЕЦБ и еврокомиссия соглашаются на его условия, либо он выходит из «тройки», и дальше оставшиеся институты разбираются с Грецией и проблемами еврозоны своими методами. У МВФ есть свои основания ставить условия: его неевропейских кредиторов беспокоит неопределенность ситуации.

Экономическая подоплека всей этой истории очень проста. Ситуацию усложняет политика. Экономика состоит в том, что долг Греции превышает ее платежеспособность. Стандартное решение проблемы – это сокращение долга, и МВФ регулярно применяет это в аналогичных случаях. В этом смысле предложение МВФ совершенно рационально, как рационально и его нежелание участвовать в этой истории без возможности решить проблему на реалистичных условиях.

Financial Times комментирует, что расшифровка телеконференции, опубликованная WikiLeaks, свидетельствует о том, что МВФ серьезно рассматривает возможность выхода из «тройки», то есть отказа от дальнейшего участия в помощи Греции. Проблема в том, что принимать условия МВФ некоторым европейским политикам особенно невыгодно. Прежде всего, это касается Германии, где власть сейчас и без того находится под дополнительным давлением из-за миграционного кризиса.

Таким образом, Германия оказалась перед непростым выбором. Если она примет условия МВФ, ее руководство будет вынуждено как-то объяснять своим гражданам, что деньги налогоплательщиков, выделенные на помощь Греции, пропали бесследно. Если она откажется от условий, и МВФ выйдет из игры, ее руководству придется объяснять своим гражданам, как получилось так, что Германия теперь решает проблемы с Грецией без помощи МВФ.

Естественно, оговаривает автор, и Германия и Греция недовольны этим шантажом. Однако практические перспективы этого всплеска недовольства предсказать трудно. Скорее всего, разговоры постепенно утихнут, правительство Германии замнет эту историю и будет дальше вести переговоры исходя из того, что выход МВФ из «тройки» всё-таки очень нежелателен.

Между тем, параллельно с обсуждениями сообщений WikiLeaks начали обсуждаться новости о развитии миграционной истории. В понедельник Греция отправила в Турцию первую группу беженцев, ознаменовав тем самым некоторые успехи в заключении сделки между ЕС и Турцией по решению европейского кризиса. Турция за свою помощь должна получить некоторую финансовую поддержку, а также турецким гражданам обещали безвизовый въезд в Европу.

Telegraph поясняет, что речь идет о мигрантах из Пакистана и Бангладеш, которые были признаны экономическими мигрантами, а не мигрантами, прибывшими в поисках убежища. Особо оговаривается, что среди высылаемых из Греции людей протеста не было. Кроме того, никто из них не подавал заявлений на предоставление убежища в Европе. В скором времени, впрочем, ожидается, что в Турцию будет отправлена группа беженцев из Сирии, Афганистана и Ирака. С их стороны возможно сопротивление.

Чуть раньше Telegraph писал о том, что сделка с Турцией очень неоднозначна. Условия, на которых сделка была заключена, многим либерально настроенным европейцам может напоминать сделку с дьяволом, комментирует автор. Во-первых, всем известно, что правовая ситуация в Турции оставляет желать лучшего, а сейчас еще и ухудшается. Во-вторых, высылка беженцев противоречит Конвенции о статусе беженцев, пусть европейские юристы и нашли способ формально обогнуть этот момент.

Тем не менее, цифры свидетельствуют о том, что принятые антикризисные меры начинают работать. Политики избегают формулировать это напрямую, но закрытие границ, усиление береговой охраны в Турции, задержание мигрантов и перспектива депортации сыграли свою роль: у людей стало гораздо меньше стимула стремиться в Европу, и наплыв резко сократился. Это, заключает автор, жесткая и довольно циничная политика, но, как показал опыт прошлого года, альтернатива чревата катастрофой.