НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 14 апреля

Совещание по актуальным экономическим вопросам. Кремль, 1 апреля 2016
Совещание по актуальным экономическим вопросам. Кремль, 1 апреля 2016

  

Президент России Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать систему оценки эффективности, своего рода KPI (Key Performance Indicators) для глав федеральных ведомств. Перечень поручений по итогам совещания по экономическим вопросам был опубликован на сайте президента.

«Правительству Российской Федерации совместно с Банком России при разработке целевого сценария социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов обратить особое внимание на обоснование факторов экономического роста в увязке с мерами по реализации экономической политики и бюджетными ограничениями, а также представить предложения по установлению соответствующих параметрам названного целевого сценария ключевых показателей эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти», — говорится в документе.

Директор Центра технологий государственного управления Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Владимир Южаков уверен в необходимости такой меры: «Я считаю, что это обязательно нужно делать. Сложность состоит в том, что для того, чтобы определить KPI руководителей ведомств, нужно внимательно разобраться с ожидаемыми результатами деятельности самих этих ведомств. Это не совсем одно и то же, и это требует, на мой взгляд, самостоятельного внимания», — полагает эксперт.

«В частности, это требует того, чтобы при выполнении этой работы был обеспечен единообразный подход к тому, что мы понимаем под результатами работы органов исполнительной власти. Как мы понимаем результаты их деятельности? Понятны ли эти ожидаемые результаты налогоплательщикам, россиянам? Как мы понимаем непосредственные результаты деятельности этих органов исполнительной власти? Какой их набор достаточно классифицирует то, ради чего эти ведомства создаются?

Здесь очень важно, чтобы реальные, нужные и ожидаемые результаты ведомств не путались с различными показателями их деятельности. У нас сейчас происходит как раз это, то есть реальные результаты исчезают, или, можно сказать, прячутся за множеством показателей деятельности. А иногда их просто и нет: они подменяются какими-то сведениями, данными и показателями о текущей деятельности органов власти», — рассуждает Южаков.

По его мнению, в том случае, если все эти условия будут соблюдены, то тогда необходимо  вводить KPI руководителей ведомств. «При этом надо помнить, что в ходе этой работы по формированию системы результатов и показателей результативности самих ведомств может выясниться, что какие-то ведомства никаких общественно значимых результатов не дают. И это существенный повод задуматься над тем, нужны ли эти ведомства, а соответственно и их руководители тоже, может быть, должны будут поискать другую работу, а не новые KPI», — добавляет эксперт.

«Для каждого федерального ведомства нужно четко подумать, зачем оно существует, какие конечные ожидаемые общественно значимые результаты оно должно приносить, каковы непосредственные результаты его деятельности, каким являются показатели конечных результатов  и показатели непосредственных результатов. Исходя из этого, можно будет формировать KPI их руководителей», — заключает Владимир Южаков.

Проректор РАНХиГС Александр Сафонов в беседе с «Полит.ру» так же выразил уверенность в необходимости введения системы оценки эффективности деятельности глав федеральных ведомств: «Разговор о том, что для государственных служащих должны быть разработаны KPI идет уже достаточно давно. Напомню, что еще в 2012 году при смене состава правительства Дмитрий Медведев также хотел разработать такие показатели, но, к сожалению, этого не случилось.

Безусловно, с точки зрения оценки эффективности руководителя федерального органа исполнительной власти, необходимо применять такого рода показатели. Но одновременно надо понимать, что сама разработка этих KPI — достаточно сложный процесс, потому что есть процессы, которые могут зависеть от непосредственных действий руководителей федеральных органов исполнительной власти, например, это могут быть разработки каких-то нормативных актов, принятие решений технического характера».

Однако Сафонов напомнил, что есть вопросы, которые не зависят от руководителя федерального органа исполнительной власти: «Например, нельзя министру экономики вменять такое требование, чтобы он увеличил экономический рост в стране, потому что это интегральный показатель, который не зависит от деятельности одного только человека, то есть здесь есть совокупность факторов», — поясняет он.

«Это касается и других направлений деятельности правительства, поэтому, безусловно, эту процедуру надо внедрять, но подходить к этому надо очень осторожно и выделять те показатели, которые может реализовать человек, руководящий федеральным органом власти», — добавляет Александр Сафонов.

Проректор также напомнил, что на сегодняшний день каждое министерство имеет свои показатели KPI: «Это оценка ключевых показателей, которых должно достигать министерство или служба в своей работе. Они имеют и годовой горизонт, и трехлетний. Поэтому в принципе на их основе, наверное, можно и какие-то KPI создавать для руководителей. При этом, безусловно, некоторые из них могут быть общие», — предположил Сафонов.   

Около месяца назад как раз обсуждалась реформа системы государственного управления, которая предполагала переход от ручного управления к новой форме и оценке работы чиновников по KPI. Тогда речь шла о 5-7 ключевых показателях, по которым бы и рассчитывалась эффективность работы. Руководить процессом, по идее авторов проекта реформы, должен премьер-министр. Он бы утверждал показатели для работы министров и оценивал эффективность их деятельности. Для повышения показателей эффективности предлагалось создать специальный центр, который будет именно этим заниматься.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.