НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Работа на еду

Продуктовый рынок
Продуктовый рынок

Россияне все большую часть своих доходов тратят на продовольствие. Это неприятный, но закономерный промежуточный итог рецессии, которая привела к снижению реально располагаемых доходов населения.

В ежемесячном мониторинге социально-экономического положения и самочувствия населения Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС при президенте говорится, что в феврале 2016 года пищевые продукты с учетом алкоголя и табачных изделий впервые за восемь лет заняли большую часть — 50,1% — в обороте розничной торговли России. Об этом во вторник пишет «Коммерсантъ».

Считается, что в среднем человек с хорошим достатком тратит она еду коло 30% своих доходов, а в развитых странах на эти нужды уходит в среднем 15%. Одно из определений бедности как раз заключается в том, что домохозяйство тратит на покупку еды более 50% своих доходов.

В 2015 году продовольствие занимало 48,6% от оборота розничных сетей, а в 2014-м — 47%. Последний раз продовольствие занимало более половины оборота сетей в кризис 2008-2009 годов.

«Сейчас наметилась тенденция роста доли расходов населения на продукты питания, вполне логично отражая факт снижения реальных доходов... и роста бедности, — известно, что чем беднее домашнее хозяйство, тем большую часть бюджета оно тратит на продукты питания», — поясняют авторы мониторинга.

 
Уличная торговля Фото: rocketnewton/flickr.com

Естественно, далеко не все свои траты россияне совершают в розничных сетях, так что пока рано говорить о том, что половина доходов уходит на продовольствие — много уходит на содержание дома, транспорт, детей, досуг, различные услуги и т. д. Приведенная Институтом социального анализа и прогнозирования РАНХиГС скорее означает, что россияне сократили траты на различные промтовары, став уделять больше внимания продовольствию.

Конечно, можно сэкономить и на продовольственных товарах — для этого многие отказываются от посещения дорогих сетей в пользу более дешевых, ждут акций и скидок, тратят время на посещения большего количества точек, но совсем отказаться от закупок продовольствия невозможно.

В Институте подсчитали, что в феврале 2016 года реальные доходы россиян в сравнении с аналогичным периодом прошлого года снизились на 6,9%, а реальная зарплата — на 2,6%. Уровень бедности по итогам 2015 года вырос на 2,2 процентного пункта (п. п.), до 13,4%, но снижение уровня жизни отмечает половина населения. Именно ответом на негативные явления в экономике стало сокращение потребительской активности: экономить стали не только малообеспеченные, но и средние слои.

При этом инфляция после резкого скачка, связанного с обвалом курса рубля зимой 2014/2015 гг., постепенно замедляется, о чем свидетельствуют как данные Росстата, так и цифры РАНХиГС. В первом квартале 2016 года, по данным РАНХиГС, цены на продукты выросли меньше всего — на 6,9%. Драйвером роста цен стали непродовольственные товары, подорожавшие на 9,7%, и услуги — на 8,5%. Год назад цены на продукты в тот же период выросли сразу на 22,4%.

Обсудите в соцсетях

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Facebook Twitter Telegram Instagram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.