Владимир Путин и Петр Порошенко вечером в понедельник обсудили по телефону судьбу Надежды Савченко и россиян Александра Александрова и Евгения Ерофеева, которых на Украине считают «бойцами ГРУ». Учитывая, что о разговоре сообщили пресс-службы обоих глав государств, ошибки тут быть не может.
«В ходе беседы обсуждалось урегулирование на юго-востоке Украины, текущие моменты двусторонних отношений. Затрагивался также вопрос о Надежде Савченко, а также о судьбе российских граждан Александрова и Ерофеева. Президенты условились, что к Савченко в ближайшее время будет обеспечен доступ генконсула Украины в Ростове-на-Дону», — заявил Дмитрий Песков.
Пресс-служба украинского президента также рассказала о телефонном разговоре. «Петр Порошенко подчеркнул, что Украина призывает Россию немедленно освободить Надежду Савченко. Во время разговора были также обсуждены вопросы российских военнослужащих Евгения Ерофеева и Александра Александрова», — сказано в сообщении.

В Киеве сообщили о договоренностях по допуску к Савченко генконсула Украины в Ростове, но, судя по всему, рассчитывал Порошенко на большее. «В связи с ухудшением здоровья Надежды Савченко, президент Украины также призвал допустить к ней украинских или немецких врачей», — говорится в сообщении.
Надежда Савченко 22 марта была приговорена Донецким городским судом Ростовской области к 22 годам колонии общего режима. Ее признали виновной в деле о гибели журналистов ВГТРК Игоря Корнелюка и Антона Волошина в Донбассе.
Россияне Александров и Ерофеев, которых на Украине считают «бойцами ГРУ», 18 апреля были приговорены Голосеевским районным судом Киева к 14 годам лишения свободы.
В день вынесения приговора Савченко президент Украины Петр Порошенко в специальном видеообращении предложил обменять Савченко на Александрова и Ерофеева.
Хотя ни в Москве, ни в Киеве сейчас не говорят об обмене Савченко на граждан России, телефонный разговор двух президентов явно является важным сигналом. Пока, правда, неясно кому.
Понятно, что история с Надеждой Савченко более громкая и известная. Уже после того, как она оказалась в российском СИЗО, ее избрали в Верховную Раду и включили в делегацию в ПАСЕ, однако она не единственная кандидатура для выдачи, на которую может претендовать Киев. Есть, например, режиссер Олег Сенцов и антифашист Александр Кольченко, которые получили длительные сроки заключения якобы за подготовку теракта в Крыму.
Позиция России также сложная. Москва не признает, что Александров и Ерофеев на момент задержания служили в действующей армии и, таким образом, формально имеет не слишком много аргументов для требования их выдачи. Также есть версия, что Кремль хочет обменять Савченко на Виктора Бута и Константина Ярошенко, которые приговорены в США к заключению за торговлю оружием и наркотиками. Каким образом в схему обмена можно включить правительство Соединенных Штатов, не очень понятно, но исключать ничего нельзя.

На прошлой неделе Владимир Путин, разговаривая с журналистами после «Прямой линии», рассказывал, что Москва контактирует с Киевом по вопросу обмена Савченко, но предложил «не забегать вперед». «Мы в контакте по этому вопросу с руководством Украины. Наши партнеры знают нашу позицию. И в таких вопросах лучше не забегать вперед», — сказал тогда Путин.