В среду президент США Барак Обама прибыл с визитом в Саудовскую Аравию для переговоров со своими региональными союзниками. Между тем, СМИ оживленно обсуждают охлаждение отношений между США и Саудовской Аравией.
Washington Post отмечает, что президент Обама ездил в Саудовскую Аравию чаще, чем его предшественники (это уже четвертый его визит). Но этот последний визит в среду меньше всего напоминал о прочных союзнических связях и гораздо больше говорил о том, что в отношениях между странами воцарилась напряженность. Формально визит выглядит как обычно: сначала Обама встретился с королем, дальше он принимает участие во встрече с региональными союзниками США. Но все это разворачивается на фоне подспудного обоюдного признания, что давний союз США и Саудовской Аравии, который строился вокруг нефти и оружия, теперь начал давать трещины, и ни одна из сторон не уверена в том, что хочет его сохранить.

Ситуация изменилась, комментирует WP, и возникает вопрос, что будет с союзничеством дальше и на каких основаниях. Незаурядная продолжительность беседы между Обамой и саудовским королем в среду отражает эту взаимную неопределенность. Задача Обамы в ходе этого визита в том, чтобы нащупать новые прочные основания для союзничества – то есть точки пересечения интересов. Но проблема в том, что у Саудовской Аравии и США может не оказаться достаточного единомыслия в том, какие интересы считать общими. США хотят, чтобы Саудовская Аравия была их стратегическим партнером и инструментом влияния в регионе. Саудовская Аравия, между тем, все чаще говорит, что она слишком сильно зависит от американских поставок оружия.
Комментатор в NY Times считает, что визит Обамы в Саудовскую Аравию – сам по себе правильный шаг, потому что привлечение к сотрудничеству всегда лучше, чем изоляция. Однако здесь важно не переусердствовать с дипломатическими любезностями, потому что так или иначе Саудовской Аравии нужно поставить на вид, что она дестабилизирует обстановку и заодно пятнает образ ислама в глазах мирового сообщества. Исламофобия, растущая сейчас, например, в США, обязана своим существованием не столько ксенофобской риторике президентских кандидатов Дональда Трампа и Теда Круза, сколько (в гораздо большей степени) самопрезентации Саудовской Аравии.
В американском обществе, поясняет автор, до сих пор бытует мнение, что Саудовская Аравия может быть причастна к теракту 11 сентября. Вероятно, это домыслы, потому что никаких свидетельств в пользу соучастия Саудовской Аравии пока не найдено. Но есть гораздо более непосредственные поводы для настороженности. Из-за Саудовской Аравии ислам у американцев начинает ассоциироваться с экстремизмом, агрессией, мизогинией и непрерывным конфликтом между суннитами и шиитами, который теперь вылился в гражданскую войну на Ближнем Востоке. И эта ассоциация имеет под собой основания в том смысле, что Саудовская Аравия – это страна, в которой ислам зародился, и она оказывает огромное влияние на мусульман по всему миру. Ее трактовка ислама показательна и обладает легитимизирующей силой.

Раньше, пишет автор, по крайней мере, было впечатление, что страна развивается в верном направлении. Однако в последние несколько лет там, наоборот, происходит откат назад. Кроме того, она начала кровопролитную войну в Йемене. И Обама снабжал ее оружием для этой войны, что было его большой ошибкой, особенно с учетом того, что наблюдатели обвиняли Саудовскую Аравию в военных преступлениях.