Правительство России в два раза увеличило размер сбора с иностранных автоперевозчиков. Согласно постановлению, опубликованному на сайте кабмина, стоимость проезда по российским дорогам для транспортных средств, зарегистрированных на территории иностранных государств, выросла с 60 до 120 тысяч рублей в год, размер суточной оплаты вырос с 385 до 850 рублей. Эти сборы распространяются на автомобили грузоподъемностью от 3,5 до 12 тонн включительно. В правительстве пояснили, что новые правила позволят увеличить поступления в Федеральный дорожный фонд.
Перечень государств, которые должны платить сборы за перемещение по российским дорогам, пополнился Латвией и Литвой. Как говорится в пояснительной записке, это является ответной мерой на действия прибалтийских стран, которые ранее ввели аналогичную плату для перевозчиков из России. Сбор за использование российских дорог также платят перевозчики из Австрии, Бельгии, Болгарии, Венгрии, Германии (начиная с 22-го дня пребывания в России), Дании, Люксембурга, Нидерландов, Польши, Румынии, Словакии, Туркмении, Чехии, Швейцарии и Швеции.
Иностранные перевозчики, в том числе российские, оплачивают сбор за проезд по дорогам Латвии с 1 июля 2014 года. Владельцы грузовых автомобилей массой свыше 3,5 тонны платят от 8 до 11 евро в сутки или от 484 до 925 евро в год в зависимости от количества осей и уровня выбросов мотора транспортного средства.

Литва ввела аналогичные правила в декабре 2015 года. Как пояснили в Вильнюсе, платные проездные для перевозчиков из России введены в ответ на запуск системы «Платон», которая с ноября прошлого года взимает плату с большегрузов за проезд по федеральным трассам РФ. Иностранные перевозчики оплачивали проезд по трассам Литвы еще с 2005 года, но благодаря действию межправительственного соглашению от 1993 года, российские дальнобойщики освобождались от этого сбора.
Сегодня правительство России также внесло в Госдуму законопроект, в котором предлагается засчитывать плату за проезд 12-тонников по федеральным дорогам в счет уплаты транспортного налога. В Минтрансе и Минфине предлагали эти поправки в качестве альтернативы президентской инициативе полностью отменить транспортный налог.
«Законопроектом предусмотрено, что сумма налога, исчисленная организациями по итогам налогового периода в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уменьшается на сумму платы, уплаченной в отношении этого транспортного средства налогоплательщиком в этом налоговом периоде», - говорится в документе.
Владимир Путин предложил правительству подумать над отменой транспортного налога в декабре 2015 года, когда в разгаре были протесты дальнобойщиков против системы «Платон». Первой соответствующий законопроект в Госдуму внесла фракция ЛДПР. Его поддержали глава комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков и глава комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев.

«Владельцы грузовиков теперь платят в одни и те же дорожные фонды два раза, поскольку к сборам плюсуется еще транспортный налог. Но ведь в дорожные фонды идут еще и акцизы на топливо. То есть на самом деле все платят дважды, а владельцы грузовиков - трижды», - пояснял депутат от ЛДПР Игорь Лебедев. Другой причиной парламентарии назвали неэффективную систему сбора налога, поскольку итоговые показатели по собираемости налогов не достигают и половины от средств, запланированных к пополнению бюджета.
В правительстве инициативу депутатов не поддержали, объяснив, что отмена транспортного налога приведет к снижению доходов региональных бюджетов. Премьер-министр Дмитрий Медведев сказал, что на данном этапе полностью отказаться от налога будет крайне затруднительно, поскольку это сильно ударит по интересам регионов. «Это приблизительно 145 млрд рублей и если мы лишимся такого источника, то у нас просто дорог нормальных не будет», - сказал он.
В стане дальнобойщиков властям в этом вопросе больше не доверяют. Координатор Ассоциации дальнобойщиков Валейрий Войтко в интервью НСН заявил, что инициатива правительства представляет собой не более чем «политические игрища» перед сентябрьскими выборами в Госдуму.