Платье королевской фрейлины

В окрестностях островов Тексель и Эйерланд у северной части Нидерландов издавна плавало множество морских судов. Из далеких стран в Голландию и из Голландии в далекие страны по торговым делами, а во время войны – а войны между Голландией и Англией длились дого – и с немирными намерениями, тут проходили корабли. А некоторые, которым не везло с погодой или оставляла удача в сражении, оставались лежать на дне в окрестностях этих островов.

В 1835 году пролив между островами окончательно осушили, и два острова превратились в один, сохранивший название Тексель (Texel). Прошли годы, со временем морские воды возле Текселя стали привлекать аквалангистов, которые искали следы кораблекрушений прошлого. Находок оказывалось немало, и они пополняли местный музей.

Недавно водолазы обнаружили на дне сундук XVII века. Они выкопали его из песка и подняли на поверхность. Когда сундук открыли, оказалось, что содержал удивительно хорошо сохранившиеся одежду, книги и другие предметы, которые когда-то принадлежали английской аристократке.

Наибольшее внимание привлекло хорошо сохранившееся платье из дамасского шелка, украшенное цветочным орнаментом. Хотя оно было по тем временам весьма дорогим, это было повседневное платье, так как на нем отсутствовала золотая или серебряная вышивка. Помимо платья среди находок были бархатный кошелек, деревянный гребень, белье и многое другое. На кожаном переплете книги сохранился оттиск герба английского короля Карла I.

 

Фрагмент ткани платья

 

Кожаная обложка книги

Среди вещей этой знатной дамы нашлись и особые ароматические футляры, популярные в то время. Они представляли собой шарики из ценных пород дерева, покрытые искусной резьбой, лакированные и наполненные ароматическими травами. Найденные предметы были переданы в музей Kaap Skil на острове Тексель.

 

Ароматические футляры, найденные в сундуке на дне моря, и их аналог с картины Якоба Корнелиса ван Остзанена (около 1518 года)

Прошло чуть больше недели с момента обнаружения сундука, и историки смогли установить имя его хозяйки. Это смогли сделать Хелмер Хелмерс (Helmer Helmers) из Амстердамского университета и Надин Аккерман (Nadine Akkerman) из Лейденского университета. Платье, как выяснили они, принадлежало Жанне Керр (Jean Kerr), графине Роксбургской, фрейлине королевы Марии Генриетты. Род графов Роксбургских существует и в наши дни (с 1707 года они стали герцогами Роксбургскими). Им принадлежит замок Флурс, крупнейший из ныне обитаемых замков Шотландии, и в коллекции этого замка даже нашелся портрет владелицы платья – Жанны Керр.

Ключом к установлению личности стал герб Карла I с книжной обложки. Узнав о ней, Надин Аккерман вспомнила письмо, которое она изучала в 2006 году. Автором его была сестра короля Карла I Елизавета. В 1613 году она вышла замуж за Фридриха Пфальцского, который несколько лет спустя был избран умеренными гуситами на чешский престол. В ноябре 1619 года Фридрих и Елизавета были коронованы в Праге, но уже на следующий годы их изгнал император Священной Римской империи Фердинанд II, разбивший чешское войско у Белой горы. Фридрих и Елизавета были вынуждены поселиться в Гааге, где 17 марта 1642 года и было написано это письмо. Адресатом давний друг Елизаветы, дипломат и член парламента сэр Томас Роу.

 

Елизавета Стюарт в 1642 году. Картина Геррита ван Хонтхорста

В письме Елизавеста рассказывала, что ее невестка королева Мария Генриетта, по пути из Англии в Голландию потеряла корабль с багажом. Две ее личные фрейлины и их горничные лишились своих гарберобов, а сама королев – нескольких серебряных сосудов из своей часовни. Размер платья и характер украшений на вещах позволяют однозначно определить, что их хозяйкой была одна из этих фрейлин – Жанна Керр.

Жанна Керр, урожденная Драммонд, была шотландской аристократкой. Она родилась около 1585 года у лорда Патрика Драммонда и его жены Елизаветы. Когда король Шотландии Яков IV унаследовал английский престол, Жанна Керр состояла в свите его жены королевы Анну и была воспитательницей старшего королевского сына Генриха Фредерика. Вместе с королевской четой она оказалась в Лондоне, где получила должность «хозяйки одежд» (Mistress of the Robes). Там она стала женой лорда Роберта Керра. Их свадьба 3 февраля 1614 года праздновалась в Сомерсет-Хаусе в присутствии короля и королевы.

В 1617 году королева Анна удалила Жанну Керр и ее мужа от двора, так как лорд Роберт попытался занять пост лорда-камергера при принце Уэльском (будущем Карле I) без ведома королевы. Опала Жанны Керр опечалила послов Испании и Венеции, которые видели в католичке Жанне Керр возможное доверенное лицо при королевском дворе. В 1630 году новый король Карл I хотел было назначить Жанну воспитательницей своего наследника, будущего Карла II, но препятствием стало все то же католическое вероисповедание, и должность досталась графине Дорсет. Однако год спустя Карл I и его жена Генриетта Мария все-таки вернули Жанну Керр ко двору, сделав ее гувернанткой своей дочери Марии, а затем и еще двоих своих детей: Генриха (родился в 1635) и Елизаветы (родилась в 1640).

Официальной целью поездки королевы Генриетты Марии и ее приближенных в Голландию было доставить туда десятилетнюю дочь королевы Марию, которая уже 2 мая 1641 года выдана в Лондоне замуж за 15-летнего Вильгельма, сына и наследника принца Оранского Фредерика-Генриха.

 

Принцесса Мария Стюарт и принц Вильгельм Оранский. Картина ван Дейка.

Но воссоединение семьи стало прикрытием для иной цели этой поездки. К 1641 году конфликт Карла I с парламентом уже был в самом разгаре. Генриетту Марию, и ранее пользовавшуюся особой любовью подданных, обвиняли в злоупотреблениях и причастности к заговору с целью вернуть Англию под власть римско-католической церкви. Приказ короля арестовать самых непокорных членов парламента выполнить не удалось. Вскоре королевская семья была вынуждена укрыться в поместье Хэмптон-корт. Дело шло к войне между королем и парламентом, поэтому королева направилась в Голландию как ради собственной безопасности, так и для сбора необходимых для военных действий средств.

23 февраля 1642 года Генриетта Мария отплыла из Англии с дочерью, фрейлинами, а главное с королевскими регалиями Англии и большим количеством драгоценностей, принадлежавшей ей и Карлу I лично. Заложив или продав это имущество, королевская семья рассчитывала пополнить свои финансы перед войной. Голландия была для этого подходящим местом, так как уже тогда она служила крупнейшим рынком драгоценных камней и ювелирных изделий. 11 марта королева прибыла в Гаагу, где встретилась с сестрой своего мужа Елизаветой. Как мы теперь знаем, часть ее багажа была утеряна, но уже через несколько дней после прибытия она начала попытки продать или заложить что-то из привезенных драгоценностей.

 

Карл I и Генриетта Мария с детьми Карлом и Яковом. Картина ван Дейка.

Такие попытки не остались незамеченными. Спустя некоторое время парламент Англии заявил, что поездка королевы является «попыткой вывезти за море большую сумму денег и другие сокровища, что не только обедняет государство, но и может быть использовано для некоторых злонамеренных попыток повредить делу общего мира». Члены парламент а были абсолютно правы, Генриетта Мария не только поддерживала своего мужа в конфликте с парламентом, но и подстрекала его к более жестким действиям.

Миссия королевы не принесла больших плодов. Ей удалось продать лишь небольшие ценные вещи, находившиеся в ее личной собственности. Королевские регалии были слишком дороги, а парламент следил за каждым шагом Генриетты Марии и был готов опротестовать любую сделку по передаче их в залог или продаже, заявив, что у королевы нет права лично распоряжаться ими. Так что план принес Карлу и его жене больше вреда, ведь лондонские газеты теперь писали, что королева распродает за границей регалии короны, чтобы вооружить армию католиков, которая вторгнется в Англию. Поэтому число сторонников короля таяло.

После этого Генриетту Марию ждет еще много событий: война в Англии, казнь мужа, годы изгнание, возвращение в Англию. Хозяйка же потерянного платья Жанна Керр не стала свидетельницей этого. После возвращения в Англию она умерла в 1643 году.