Сербия: поляризация

В воскресенье в Сербии состоялись внеочередные парламентские выборы. Победу одержала правящая Сербская прогрессивная партия во главе с премьер-министром Сербии Александром Вучичем. Согласно предварительным результатам, коалиция на основе партии Вучича получила почти 50% голосов. Однако также в парламент прошли и националистические партии, доля которых, по предварительным подсчетам, составляет около 8%.

По итогам выборов в воскресенье проевропейская сербская партия укрепила свои политические позиции в стране, пишет Financial Times. Автор сразу оговаривает, что лидер партии Александр Вучич – в прошлом ультранационалист, который входил в состав правительства при Слободане Милошевиче. Выборы были досрочными, и их цель состояла в том, чтобы заручиться новым подтверждением поддержки в условиях непростых обстоятельств. Обстоятельства, в первую очередь, связаны с тем, что западные партнеры поставили перед сербским правительством непростые задачи по политическому и бюджетному преобразованию.

ЕС и МВФ требуют от Сербии приватизации государственных предприятий, сокращения внешнего долга и нормализации отношений с Косово, которое объявило независимость в 2008 г., объясняет автор. Проевропейской партии в этом противостоят националистические движения, в частности Сербская радикальная партия, возглавляемая Воиславом Шешелем, прежде обвинявшимся в совершении военных преступлений, но недавно оправданного. Также против этой повестки выступает консервативное движение «Двери српске» в альянсе с Демократической партией Сербии.

Оба политические образования прошли в парламент. В итоге «радикалы теперь будут третьей по величине политической партией», в то время как в 2012 г. они фактически вышли из политики. Таким образом, сейчас в сербском обществе происходит поляризация. С одной стороны, поддержкой пользуются силы, обещающие добиться включения страны в состав ЕС, а с другой стороны, набирают поддержку противники этой перспективы. Этому немало способствовало триумфальное оправдание Шешеля, которое многими было воспринято как победа над Гаагой и всеми теми, кто пытался давить на Сербию.

FT отмечает, ссылаясь на анонимных аналитиков, что «Шешель предложил избирателям мощный коктейль из национализма, конспирологии и пророссийских настроений, который апеллирует к чувствам сербов по поводу бомбежек Белграда силами НАТО в 1999 г.». Также Шешеля поддерживают некоторые из тех, кто прежде поддерживали Вучича, но затем разочаровались в его политике.

В итоге можно констатировать, что Вучич, с формальной точки зрения, благополучно пережил повторные выборы, заключает автор. Однако в то же время он стал более политически уязвимым из-за роста влияния ультраправых сил в новом парламенте.

Guardian тоже отмечает усиление ультраправого движения наряду с формальной победой Вучича. Доля националистов в парламенте по итогам выборов оказалась порядка 8%, и это значит, что они могут мешать Вучичу проводить проевропейскую политику и настаивать на укреплении связей с Россией.

BBC напоминает, что это уже третьи парламентские выборы в Сербии меньше чем за три года. Также отмечается, что появление ультранационалистов в парламенте может затруднить переговоры о вступлении Сербии в ЕС. Между тем, критики обвиняют Вучича в том, что его правительство становится все более авторитарным, а его самого некоторые называют диктатором. Все это происходит на фоне тяжелого состояния экономики и высокого уровня безработицы (порядка 18%).