27 апреля американский кандидат в президенты от республиканцев Дональд Трамп выступил с речью, в которой высказал свои взгляды на внешнюю политику и национальную безопасность. СМИ массово и живо обсуждают эту речь, преимущественно в издевательской манере.
The Economist опубликовал свой комментарий к высказываниям Трампа под заголовком «Берегись мир: Дональд Трамп очертил свой внешнеполитический план». По высоким вашингтонским стандартам, пишет автор, речь Трампа была ужасной – хвастливой, с большим количеством фактических ошибок и полным отсутствием понимания того, как выглядит мир, с точки зрения Белого дома.
Что касается содержания, у Трампа вышло так, что внешняя политика мало чем отличается от купли-продажи недвижимости. Итогом любого внешнеполитического начинания должно быть заключение «отличной сделки», выгодной «Америке». И Трамп – как раз тот человек, который может эту сделку заключить.
К сожалению, комментирует автор, в жизни дела обстоят иначе. Международные события не выстраиваются перед американским президентом в очередь, чтобы он мог вдумчиво обрабатывать каждое из них по одному за раз. С международными событиями нельзя назначать деловые встречи. От геополитических и торговых конкурентов нельзя отмахнуться как от недостаточно хороших бизнес-партнеров, как это предлагает Трамп: он сказал, что если США и Китай не найдут почву для взаимовыгодных отношений, они просто разойдутся по своим делам.

Речь Трампа, комментирует NY Times, изобиловала парадоксами. Например, он призывал к тому, чтобы американская внешняя политика стала последовательной, как в эпоху холодной войны. Но в то же время ему не нравятся институты, которые определили систему этой эпохи. Он пообещал уничтожить «Исламское государство» (террористическая организация, запрещена в РФ), но при этом заявил, что борьба с экстремизмом (он использовал для обозначения этого понятия термин «радикальный ислам») – это не столько военная, сколько философская задача.
У политиков по всему спектру речь Трампа вызвала возмущение, отмечает автор. В частности, высказывались предположения, что Рональд Рейган из-за нее перевернулся в гробу. Также Трампа упрекали за то, что он угрожает американским союзникам и любезничает с Россией и Китаем. Кроме того, сильное недоумение вызвал продвигаемый Трампом лозунг «Америка – прежде всего». Этот лозунг был популярен в 1930-е гг. среди американских изоляционистов, которые, среди прочего, отчаянно сопротивлялись вступлению США во Вторую мировую войну.

Wall Street Journal предполагает, что на эту браваду Трампа сподвигли успехи на последних праймериз. Под бравадой понимается, в первую очередь, демонстративный отказ воспроизводить традиционные республиканские стереотипы (правильные республиканцы склонны как раз к политике вмешательства, в том числе военного). Авторы напоминают, что если Трамп станет республиканским номинантом, то он будет первым за долгое время человеком, добившимся номинации, не имея опыта ни в государственном управлении, ни в военной сфере.