Давутоглу сдал пост премьера

В среду премьер-министр Турции Ахмет Давутоглу заявил, что он откажется возглавлять партию власти (AKP) и, следовательно, покинет пост премьер-министра. СМИ оживленно обсуждают, что это значит.

Уход Давутоглу с поста премьер-министра – это следствие разногласий между премьер-министром и президентом по поводу президентских полномочий, комментирует NY Times. Президент Турции Реджеп Эрдоган хочет больше власти. Этот сдвиг во властных кругах происходит в тот момент, когда страна столкнулась с многочисленными трудностями. Там идет война с курдскими ополченцами, боевики «Исламского государства» (террористическая организация, запрещена в РФ) устраивают там теракты, а кроме того, в Турцию прибыли миллионы беженцев из Сирии.

Согласно нынешней турецкой конституции, объясняет NY Times, премьер-министр – это самая влиятельная фигура политической жизни страны. Президент обладает некоторой властью, но по большому счету, это скорее церемониальная фигура. Эрдогану такое положение дел не нравится, и фактически самая влиятельная фигура в Турции сейчас – это президент в его лице. Давутоглу стал премьер-министром в 2014 г., когда Эрдоган занял пост президента, и долгое время соглашался на де-факто второстепенную роль.

Но в последнее время напряженность возросла, особенно после того, как его лишили права выбирать региональных партийных лидеров.

В публичном пространстве Давутоглу в основном последовательно играл роль партийного лоялиста и преданного сторонника Эрдогана, но это не значит, что между ними нет разногласий. Например, Давутоглу не нравится идея переписывания турецкой конституции в пользу президента. Также он хочет возобновить мирные переговоры с турецкими курдами, чтобы прекратить войну, но Эрдоган этому сопротивляется. Кроме того, у двух лидеров есть противоречия по поводу финансовой политики: Давутоглу поддерживает независимость центробанка, а Эрдоган хочет навязать ему минимальные процентные ставки.

Несколько дней назад в Financial Times появился материал о том, какую роль в противоречиях между премьер-министром и президентом играет сделка с ЕС, инициированная Давутоглу. В марте Давутоглу всех удивил, предложив забрать к себе всех мигрантов, прибывающих в ЕС через Грецию. Это предложение сменило течение европейского миграционного кризиса. Особенно удивительно в этом маневре было то, что Давутоглу не согласовал этот шаг с де-факто самым главным человеком страны – Эрдоганом. Эта довольно спонтанная инициатива увенчалась успехом: ЕС, со своей стороны, обещал предоставить туркам безвизовый въезд – то, к чему Анкара стремилась десятилетиями.

Некоторое время эта сделка рассматривалась на Западе как несомненное достижение.

Эрдоган, между тем, подчеркнуто дистанцировался от этого проекта, что давало ему возможность в случае неудачи сложить всю ответственность на Давутоглу. Для премьер-министра, в свою очередь, это стало публичным испытанием на благонадежность. Исход испытания, гласила статья, зависит от того, выполнит ли ЕС свои обязательства к июню.

Параллельно с этим начали появляться признаки разногласий между президентом и премьер-министром. Давутоглу не проявлял энтузиазма по поводу переписывания конституции; Эрдоган, в свою очередь, давал понять, что получение безвизового въезда в ЕС – это далеко не приоритетная национальная задача. При этом западные лидеры отчетливо предпочитают общаться с Давутоглу, а не с Эрдоганом.

Если Давутоглу действительно откажется дальше возглавлять партию AKP, пишет FT в новом материале, то вскоре он перестанет быть премьер-министром. В партии уже начали обсуждать, кто придет ему на смену (это во многом зависит от того, кого выберет президент). Между тем, Давутоглу близок к завершению сделки с ЕС, которая даст туркам долгожданное право безвизового въезда в шенгенскую зону.

 

Для Эрдогана этот проект стал сигналом о том, что Давутоглу пытается укрепить свои собственные властные позиции. Сейчас Эрдоган относится к ЕС с большим недоверием и, по большому счету, оставил былые попытки присоединиться к блоку. Ссылаясь на экспертов, автор пишет, что эти внутриполитические события имеют большое значение для Брюсселя и Берлина, особенно с учетом того, что Эрдоган не стремится к сотрудничеству с ЕС. Главным переговорщиком по поводу европейского миграционного кризиса все время был Давутоглу.