НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 11 мая

Фото:
Фото:

 

 

Во вторник «Коммерсантъ» сообщил, что в Министерстве экономического развития РФ подготовлен проект макроэкономического прогноза на 2016–2019 годы, в котором предлагается ограничить рост зарплат россиян на период стагнации в экономике. Это одна из мер, направленных на реализацию целевого сценария прогноза, согласно которому к 2019 году ВВП должен выйти на рост в 4,5%.

По информации издания, Минэкономразвития предлагает ограничить рост зарплат в экономике в 2016–2017 годах, но произвести компенсацию в следующие два года. Предполагается, что в текущем году сокращение реальных располагаемых доходов  составит 2,8%, а в следующем0,3%. Целевой сценарий предусматривает также и сокращение реальных пенсий: в этом году оно должно составить 4,8%, и еще 2% в следующем. Затем, до 2019 года, индексация будет производиться по уровню инфляции.

В МЭР подсчитали, что такие меры приведут к росту числа бедных с 13,1% в прошлом году до 13,7% в конце следующего. Максимальное число бедных россиян, предположительно, будет достигнуто в 2018 году и составит 13,9%. Зато в 2019 году этот показатель вернется ну уровень 2015 года, как и реальные доходы населения. 

В МЭР полагают, что вместе со снижением реальных располагаемых доходов россиян объем инвестиций будет расти с 3,8% в следующем году до 7,1% в 2019 году. К тому времени предполагается, что инвестиции составят 24,1% ВВП. 

Спикер Государственной думы Сергей Нарышкин допустил, что ограничение роста заработной платы возможно, хотя и сомневается, что такая мера найдет поддержку у депутатов: «Что касается ограничения зарплаты в системе государственной и муниципальной службы, я, собственно, это допускаю, но наверняка депутаты будут возражать против ограничения, замораживания, тем более, уменьшения зарплат в бюджетном секторе», — прокомментировал он.

В Кремле же сообщили, что вопрос оптимизации бюджетных расходов все еще прорабатывается, и мера, предлагаемая МЭР, — это лишь одно из предложений. «Продолжаются поиски точек роста российской экономики. Тема оптимизации бюджетных расходов — она постоянно находится на повестке дня, постоянно обсуждается»,— заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Заместитель директора Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ Нина Вишневская заметила, что эта мера может быть распространена только на работников, получающих зарплату из бюджета: «Правительство может ограничить или вообще хоть как-то повлиять только на зарплаты работников бюджетного сектора, и я так думаю, что хотя они и говорят как бы о зарплате вообще, но имеют в виду именно бюджетников», — считает она. 

По словам эксперта, это не соответствует общей линии социальной политики, которая проводилось ранее: «Просто им не хочется открыто признаваться в том, что они хотят заморозить или даже как-то сократить зарплаты бюджетникам, потому что обещания, которые были даны ранее, в частности, майские указы президента, конечно, ставили совершенно иные цели», — напоминает Нина Вишневская.

Эксперт Вышки полагает, что одной лишь этой мерой ограничиваться нельзя, требуются и другие антикризисные решения: «Сама по себе, единственная мера, направленная на сокращение зарплаты, не поможет выходу из кризиса. Нужен целый комплекс реформ, которые бы активизировали вообще экономическую деятельность и тем самым решили проблемы рынка труда, потому что рынок труда сам по себе всегда является производным от общеэкокномической ситуации. Нельзя улучшить или изменить что-то на рынке труда, не изменив экономику в целом», — поясняет Вишневская. 

«Поэтому я резко отрицательно к этому отношусь, такое ощущение, что люди просто хватаются за соломинку вместо того, чтобы взглянуть правде в глаза и понять, что действительно нужны реальные и глубокие реформы», — резюмирует эксперт Центра трудовых исследований НИУ ВШЭ.

Руководитель Лаборатории исследований бюджетной политики РАНХиГС Александр Дерюгин в беседе с «Полит.ру» выразил сомнение относительно эффективности дальнейшего использования сэкономленных таким образом средств: «С точки зрения экономии бюджетных средств, эта мера, конечно, будет эффективна, и с этим сложно спорить, но дальше возникают вопросы. Хорошо, мы сэкономим эти средства, сократив зарплаты бюджетникам, потому что с чего бы частный сектор станет радостно сокращать зарплаты своим сотрудникам под аккомпанемент чиновников? Конечно, он это делать не будет, и речь идет прежде всего о бюджетниках.

У нас есть указ президента, в котором сказано, что нужно довести средний уровень зарплат работников образования, здравоохранения и так далее до среднего по экономике уровня, и я так понимаю, что предложение МЭР — это пара шагов назад. Тем, что мы сократим пенсии и зарплаты бюджетников, мы сократим и совокупный спрос в экономике страны, что немедленно повлияет на ВВП, из-за этого он пойдет вниз. Насколько я помню, данные статистики свидетельствуют о том, что в отличие от прошлого экономического кризиса 2008-2009 года в настоящее время население имеет мало сбережений, то есть народ потратился и финансовой подушки, которая была в те годы, у него нет. Надо понимать, что снижение доходов приведет к худшим последствиям, чем это было, например, в 2009 году», — рассуждает Александр Дерюгин.

По его словам, мы наблюдаем одно из следствий: снижение потребительского спроса негативно отразится на темпах роста экономики. Поэтому он уверен, что важно сделать правильный выбор, куда вложить сэкономленные за счет бюджетников деньги: «После того, как мы сохраним эти средства в бюджете, на что мы их потратим? Это самое интересное. Если мы потратим их на оборону, которая в последние время является приоритетом в бюджетной политике (в последние годы эти расходы растут очень быстро), то это не приведет к росту ВВП. Расчеты показывают, что непроизводительные расходы, то есть те, которые не приводят к росту ВВП, это как раз расходы на национальную оборону. Как показывает опыт, увеличение расходов на здравоохранение, образование и инфраструктуру приводят к увеличению темпов роста экономики, причем как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Долгосрочная перспектива понятна: это увеличение качества потенциала, человеческого капитала и так далее. В краткосрочной перспективе это тоже увеличивает темпы роста ВВП», — объясняет эксперт академии.

«Поэтому будет ли такой финансовый маневр иметь положительные последствия, будет зависеть от того, куда мы потратим эти сэкономленные бюджетные средства. Если на образование и здравоохранение, то можно надеяться, что через несколько лет мы выйдем на какие-то положительные темпы роста ВВП. На счет 4% к 2019 году сказать трудно, но по крайней мере, можно будет ожидать что-то положительное. Если мы будем тратить их на госуправление и силовые ведомства, включая оборону, то у нас не будет никаких темпов роста ВВП», — резюмировал Дерюгин.

Ведущий эксперт отдела научной политики Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Виталий Дементьев поделился мнением, почему именно сейчас началось обсуждение этой меры: «Сокращать расходы бюджета дальше уже нельзя, потому что есть обязательства, то есть определенный минимум выплаты пенсий, пособий и так далее. Мы уже приблизились к той черте, дальше которой сокращать невозможно, и теперь вопрос в индексации», — считает он.

«Здесь действует следующее правило: индексация происходит в соответствии с уровнем инфляции, то есть если инфляция прогнозируется в этом году, например, 9%, то соответственно, пенсии и все остальные выплаты должны быть проиндексированы на эту величину. Если индексация производится на уровень инфляции — это одна цифра, если меньше, как предлагает Минэкономразвития, то это как раз получается та экономия, которая может быть направлена на инвестиции.

Проблема в том, что сокращая доходы населения, сокращается и его покупательная способность. Как правило, в первую очередь страдают социально незащищенные слои населения, у которых и так невысокий уровень расходов», — рассуждает эксперт Вышки, добавляя, что сокращая индексацию, власти сокращают и сам рынок.

«На продуктах мы экономить не можем, все равно есть какой-то минимум, и поэтому люди будут экономить, задерживая оплату коммунальных услуг, на лечении и так далее. Это негативно скажется на продолжительности и уровне жизни населения. Здесь есть прямая зависимость: если население меньше потребляет, то уровень жизни падает. А учитывая, какие проблемы с накопительной частью пенсии и пенсионной реформой, то получается вообще непонятная история. У нас есть и другие источники финансирования, и, скажем так, «залезать в карман населения» — это не самый хороший выход из ситуации», — полагает Виталий Дементьев.

Напомним, что реальные располагаемые доходы — это то, что остается от доходов после того, как из них вычитаются все обязательные платежи, скорректированные на индекс потребительских цен. Под реальной зарплатой понимается то количество товаров и услуг, которые можно приобрести на зарплату. По данным Росстата, в прошлом году по сравнению с 2014 годом реальные зарплаты россиян снизились на 4%.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.