Федеральная таможенная служба опубликовала данные по экспорту товаров из России в первом квартале этого года. Согласно этим статистическим материалам, экспорт нефти в страны, не входящие в СНГ, за январь-март принес России в 1,6 раза меньше дохода по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, всего 13 миллиардов долларов. Год назад этот показатель составлял 21 миллиард долларов, а в 2014 — 34 миллиарда долларов.
Экспорт нефти в страны СНГ тоже в этом квартале принес меньше дохода, примерно на четверть, и составил один миллиард долларов. При этом в физическом выражении экспорт, наоборот, вырос: так, в страны дальнего зарубежья Россия экспортировала на 4,5% больше нефти, а в страны СНГ — на 2,8%.
Заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Василий Танурков подчеркнул, что причина таких результатов в падении цены на нефть: «Будут ли продолжать падать доходы, зависит только от того, будет ли продолжать падать стоимость нефти или нет, потому что доходы упали исключительно из-за того, что цены на нефть упали. Никаких других причин здесь нет. Во втором квартале, судя по всему, тоже будет падение, потому что во втором квартале 2015 года цены тоже были выше, чем сейчас. Несмотря на то, что цены на нефть растут с начала года, они все еще ниже, чем были год назад», — поясняет он.
«Если говорить о сравнении год к году, то, наверное, рост доходов будет где-то к концу этого года, просто потому что в конце 2015 года цены на нефть начали достаточно серьезно падать. В этом году, вероятно, цены будут выше, потому что рынок потихоньку приближается к балансу спроса и предложения. По всем прогнозам получается, что избыток предложения на рынке нефти к концу года может быть уйдет даже полностью или сократится до каких-то не очень существенных величин, и это должно поддержать цены на нефть»,— предполагает Василий Танурков.
«Что касается роста экспорта нефти в физическом выражении, то такой существенный рост, какой был в первом квартале по сравнению с 2015 годом, еще может быть из-за эффекта базы. Но потихоньку, к концу года это будет сходить на нет, потому что рост в физическом выражении уже наблюдался во второй половине 2015 года, когда у нас падало потребление нефти внутри страны, и все больше отправлялось на экспорт. К тому же экспорт нефтепродуктов падал, и рос экспорт сырой нефти, потому что оказалось, что это выгоднее на этот момент для нефтяных компаний. Поэтому ожидать, что в какой-то длительной перспективе будет сохраняться такой высокий темп роста физического экспорта тоже не приходится»,— заключил аналитик «Велес Капитал».
Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов полагает, что дешевая нефть имеет неприятные последствия для российской экономики: «Нам надо понимать, что прежде всего эта цена критична сейчас для бюджета, и пересмотр бюджета становится все более и более реальным. Секвестр бюджета мы должны будем произвести, потому что среднюю цену в 50 долларов за баррель за год мы, судя по всему, не сможем показать. Эта ситуация становится все яснее и яснее. Поэтому сейчас, конечно же, расходы будут урезаться в поиске дополнительных источников финансирования», — считает он.
«С другой стороны, мы должны понимать, что для нефтегазовых компаний текущая цена является достаточно приемлемой. Безусловно, они не будут развивать затратные проекты типа арктических шельфов, но на развитие традиционных мест добычи газа, на повышение нефтеотдачи в традиционных проектах совершенно точно деньги найдутся.
Если мы говорим о каких-то дальнейших движениях цены, то здесь есть два возможных сценария развития событий: либо цена останется на нынешнем уровне, что более вероятно, либо цене дадут повыситься. Я склонен думать, что цена останется на текущем уровне. В связи с тем, что сланцевые нефтедобывающие компании в США до сих пор не разорились, в общем-то в самом начале развязывания ценовой войны цель была как раз в их разорении. Эта цель не достигнута, поэтому мы понимаем, что пока что страны ОПЕК просто не позволят цене на нефть вырасти. Соответственно, мы будем жить при цене до 50 долларов за баррель, в среднем вилка будет 45-49 долларов достаточно продолжительный период времени, пока наконец сланцевые компании не разорятся и страны ОПЕК не увидят должного эффекта»,—рассуждает эксперт РАНХиГС Иван Капитонов.