22 марта 2019, Пятница, 07:14
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Это война. Как вы хотели»

Акция в поддержку медиахолдинга РБК
Акция в поддержку медиахолдинга РБК

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков вчера в очередной раз назвал несостоятельными утверждения о том, что прежнее руководство РБК было уволено в связи с политическим давлением на владельцев холдинга. Вторая версия – экономическая, именно ей оперируют в Кремле, чтобы объяснить мотивы смены редакции, которая, судя по финансовым отчетам, не только повысила трафик, но и не увеличивала долги, которые достались от предыдущих акционеров. Если попробовать взглянуть со стороны незаинтересованным взглядом, то кажется, что независимая редакционная политика крупнейшего в России делового издания в действительности стала следствием слабости менеджмента. Зная о специфике взаимоотношений власти и СМИ, в нужный момент не нашлось никого, кто мог бы предотвратить крушение проекта, которым управляли настоящие профессионалы.

«Монополия всегда вредна, а в информационной сфере – тем более. Даже если мы в чем-то ошибаемся, ну хорошо. Мы имеем право об этом сказать, и люди, слушатели и зрители должны услышать, увидеть альтернативную точку зрения», - сказал президент России Владимир Путин 13 мая. В этот день он находился в Сочи и поздравлял коллектив ВГТРК с 25-летием. Высказывание президента было опубликовано на странице РБК, в этот момент в офисе редакции издания шеф-редактор РБК Елизавета Осетинская, главный редактор агентства Роман Баданин и главный редактор отдела газеты Максим Солюс паковали вещи. Владельцам холдинга пришлось расстаться с ними из-за безуспешных попыток «прийти к единому мнению по части важных вопросов». За руководством РБК решили последовать десятки журналистов издания.

К тому моменту, пожалуй, никто не сомневался в политической подоплеке этого события. Вариации были только на тему прежнего опыта «редакционных рокировок». Кто-то сравнивал это с разгоном «Ленты.ру» и «Русской планеты», кто-то - с «Газетой.ру» или с Forbes. В любом случае, еще задолго до того, как в головной офис «Онэксим» принесли ордер на обыск, все с замиранием сердца наблюдали, как РБК с пытается балансировать на лезвии ножа.

 
Президент группы ОНЭКСИМ Михаил Прохоров и президент России Владимир Путин. Фото:Дмитрий Азаров/Коммерсантъ

«Первый звонок» прозвучал отнюдь не 14 апреля, когда компанию Михаила Прохорова подняли вверх дном в связи с возможным уклонением от уплаты налогов. В марте 2015 года группировка хакеров «Анонимный интернационал» выложила в сеть архив с десятками тысяч СМС-сообщений, которые, предположительно, были скачаны с мобильного телефона Тимура Прокопенко, до зимы 2014 года курировавшего интернет в администрации президента. Если верить этим данным, то «Прокопенко» вел активную переписку с генеральным директором РБК Николаем Молибогом, несколько раз они встречались лично. Через «Прокопенко» из Кремля пытались вмешиваться в редакционную политику издания.

Администрации президента крайне не нравились материалы РБК, посвященные «федерализации Сибири», событиям на Украине и многие другие. В информации, предоставленной хакерами, говорится, что осенью 2014 года неизвестный абонент поручил «Прокопенко» разобраться с расследованием Максима Солопова о погибших, раненных и пропавших на Украине российских солдатах. «Там РБК сегодня отличилось со статьей про военных на Украине. Нужна ваша воспитатели беседа. Вообще уху ели…», - говорилось в сообщении. Молибог впоследствии подтвердил, что такая переписка действительно была. По его словам, «объем изменений, который произошел с РБК в последние полтора года, нельзя было провести, не объясняя, что мы делаем».

Изменения, о которых говорит Молибог, начали происходить с РБК в конце 2013 года. Пост шеф-редактора заняла Елизавета Осетинская и запустила процесс объединения редакций журнала, сайта, газеты и телеканала. В издание привлекались лучшие журналисты – бывшие сотрудники «Коммерсанта», «Ведомостей», Forbes. В результате резко выросло качество материалов. В 2014 году РБК стал одним из самых цитируемых изданий, а на следующий год вышел в лидеры среди ежедневных деловых изданий.

Осетинскую на место шеф-редактора позвал основатель холдинга Independent Media голландец Дерк Сауэр. В РБК он решал вопросы стратегического характера, а также выступал посредником между акционерами и топ-менеджерами. По словам сотрудников издания, Сауэр рассказывал редакции о недовольстве чиновников, но никогда не пытался цензурировать материалы. В конце концов, именно Сауэр первым попал под огонь. Это произошло летом 2015 года, когда РБК выпустил колонку директора Центра исследований индустриального общества Вячеслава Иноземцева о «признаках нарождающегося фашизма в российском государственном строе». Кремль пытался поставить своего человека во главе РБК-ТВ. Здание, в котором располагалась редакция, окружили люди с лозунгами «Сауэр – агент НАТО».

В результате Сауэр покинул совет директоров РБК и стал вице-президентом «Онэксима», но неофициально продолжил сотрудничать с РБК. В ноябре он сообщил руководству издания, что больше не сможет их защищать ни перед Кремлем, ни перед собственником. Тем не менее, редакция продолжила публикацию резонансных политических расследований. Антикоррупционные расследования журналистов касались, в том числе предполагаемой дочери Путина Катерины Тихоновой и ее предполагаемого мужа Кирилла Шамалова. Руководитель администрации Вячеслав Володин постоянно получал жалобы от героев этих расследований. Источники «Ведомостей» рассказывают, что в ответ сотрудники администрации разрывали телефоны Молибога, Саура и Прохорова, требуя сменить редакционную политику.

 
Сооснователь «Ведомостей» Дерк Сауэр/youtube.com

Терпение Кремля лопнуло в апреле этого года, когда РБК с особым рвением включился в марафон публикаций о панамских офшорах. По словам сотрудников РБК, после того, как на сайте появилась передовица, проиллюстрированная фотографией Путина, сотрудники администрации президента в ярости звонили Прохорову.

Многие откровенно удивились, как РБК освещал оффшорный скандал, рассказали «Ведомостям» несколько высокопоставленных чиновников. «В РБК доигрались, отморозились со статьями про офшоры», - говорит один из них. В Кремле убеждены, что весь оффшорный скандал – это хорошо продуманная схема. Английский текст расследования составлен юридически грамотно, ни к чему придраться нельзя, но расчет был на то, что его подхватят российские СМИ и будут трактовать грубо, слишком эмоционально и устроят шумиху. Как считают чиновники, РБК попался на эту провокацию, и должен отвечать. «Это война. Как вы хотели», - удивляются чиновники.

Собеседники «Ведомостей» подтверждают, что последней каплей стала статья про разведение устриц рядом с «дворцом Путина» в Геленджике, опубликованная 12 мая. В этот же день Молибог заявил, что увольняет редактора газеты РБК Солюса. Осетинская, Баданин и большая часть редакторов ответили, что уйдут вслед за Солюсом. Прохоров редакционную политику РБК не комментировал вообще, но, по словам Баданина, он был доволен работой редакции. Официально за увольнение Осетинской и компании ответственен Молибог. Но, как утверждают источники «Ведомостей» в холдинге, именно Прохоров под давлением чиновников принял решение развалить команду, которая преобразила РБК в крупнейшее независимое издание России. 

Обсудите в соцсетях

Система Orphus

Главные новости

00:57Ведомство Роскомнадзора заказало систему контроля за блокировками
00:48Минфин передумал повышать цену ОСАГО за пьяное вождение
00:30Джимми Картер стал самым долгоживущим из экс-президентов США
00:21Facebook обнаружил сотни миллионов незашифрованных паролей
21.03 23:39Роман Панов уволен с поста гендиректора «Росгеологии»
21.03 23:27Преступная группа торговала тайно снятым в отелях Южной Кореи видео
21.03 23:07Bloomberg сообщил о возможной отсрочке Brexit на девять месяцев
21.03 22:52Минфин США обвинил два российских порта в нарушении санкций
21.03 22:33Суд отменил приговор создателю «Мужского государства»
21.03 22:17Белый дом отказал демократам в выдаче данных о встрече Трампа с Путиным
21.03 22:05СМИ узнали о готовности саммита ЕС отсрочить Brexit до 22 мая
21.03 21:45Зеленский призвал «не давить» русский язык на Украине
21.03 21:30Трамп анонсировал признание Голанских высот израильскими
21.03 21:14МВД урезало список опасных пород собак в 5,5 раза
21.03 20:43Россия запретила импорт турецких яблок через Белоруссию
21.03 20:28При крушении парома в Ираке погибли 85 человек
21.03 20:15Минфин изменит условия продажи «народных» облигаций федерального займа
21.03 20:06Присяжные признали американца виновным в угрозах убить Обаму
21.03 19:41Вице-премьер обвинил «Авиастар-СП» в срыве сроков оборонзаказа
21.03 19:28Боец Емельяненко обжаловал лишение водительских прав
21.03 19:12Росстат зафиксировал снижение бедности в РФ до уровня пятилетней давности
21.03 18:57Рогозин прокомментировал сообщения об исках ко СМИ за клевету
21.03 18:32Правительство продлит соглашение с нефтяниками по ценам на топливо
21.03 18:10Власти увеличили бюджет Росмолодежи в 7 раз
21.03 18:00Археологи нашли монастырь англосаксонской принцессы VII века
21.03 17:49Минкультуры уволило 56 специалистов после проверки Счетной палаты
21.03 17:30Данные о диагнозах пациентов оказались в открытом доступе в интернете
21.03 17:10В Москве простились с певицей Юлией Началовой
21.03 16:52Правительство проведет полную инвентаризацию недвижимости и земель
21.03 16:27В Госдуме создали согласительную комиссию по закону о запрете хостелов
21.03 16:08Прокуратура Чечни поддержала доводы «Газпрома» по списанию долгов за газ
21.03 15:45На Сахалине подтвердили незаконность вылова косаток для продажи за рубеж
21.03 15:30В Минкультуры создадут собственную службу безопасности
21.03 15:12В Москве на неделю закроют пять станций красной ветки метро
21.03 15:00Находки в Чили подтверждают гипотезу о падении крупного метеорита 12800 лет назад
21.03 14:50Песков рассказал о критериях отбора новых губернаторов
21.03 14:32Суд в Москве повторно допросил Кирилла Серебренникова
21.03 14:07Суд оставил под арестом экс-главы отдела ГУ МЧС Кузбасса
21.03 13:48Место Алферова в Госдуме займет депутат красноярского Заксобрания
21.03 13:34У правительства появились вопросы к «Роскосмосу»
21.03 13:22Ущерб от коррупции военнослужащих в России вырос в 4 раза
21.03 13:09В ЦИКе отказались передать Грудинину мандат депутата Госдумы
21.03 12:49Защита Арашукова попросила восстановить его в должности сенатора
21.03 12:31Минздрав предложил запретить продажу крепкого алкоголя до 21 года
21.03 12:10Врио губернатора Оренбургской области назначен Денис Паслер
21.03 12:00Североамериканская птица ежегодно совершает перелеты на 20 000 километров
21.03 11:55Путин назначил врио губернатора Мурманской области
21.03 11:28В Астане прошел митинг против переименования столицы в Нурсултан
21.03 11:14Госдума приняла закон о повышении пенсий сверх прожиточного минимума
21.03 11:03Ковтун собирается в отпуск после отставки

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.