20 ноября 2019, среда, 15:01
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Два портрета для двух музеев

Wikimedia Commons

Лувр и Рейксмюсеум сумели договориться и сообща приобрели парные портреты, написанные в 1634 году Рембрандтом. Юридически каждый из музеев будет считаться владельцем одной из картин, но портреты не станут разлучать, а будут выставлять поочередно в Париже и Амстердаме.

Портреты уникальны для творчества Рембрандта тем, что он в первый и последний раз написал людей в полный рост и в натуральную величину (размер каждого холста 209 на 135 сантиметров). Изображены на них Мартен Солманс (Maerten Soolmans) и Опьен Коппит (Oopjen Coppit).

 
 

 
 

Мартен Солманс (1613 – 1641) происходил из богатой кальвинистской семьи, занимавшейся производством сахара. Семейство Солмансов в 1585 году бежало от религиозных преследований из Антверпена в Амстердам. В 1628 году, когда Мартену было 15 лет, он отправился в Лейден, чтобы учиться юриспруденции. С изучением права у него ничего не вышло, зато в 1633 году он женился на Опьен Коппит (1611-1689) из богатой амстердамской семьи, сделавшей состояние на торговле зерном и порохом.  Свадьба состоялась 9 июня, и небольшую сумму из 35 тысяч гульденов приданого невесты решили потратить на портреты молодоженов.

Солманс и Рембранд познакомились еще в Лейдене. В 1631 году художник перебрался в Амстердам, открыл там мастерскую и быстро стал популярен. Он жил на Йоденбрестрат неподалеку от Ньив-Хогстрат, где располагался дом семейства Солмансов (сейчас на месте их дома здание Нидерландской королевской академии наук). Над портретами Мартена и Опьен он работал 1634 году (по совпадению в тот же год сам художник вступил в брак, его женой стала Саския ван Эйленбрюх). Двумя годами ранее был написан «Урок анатомии доктора Тульпа», принесший художнику славу. Заказов Рембранд тогда получал много, купил хороший дом (всё на той же Йоденбрестрат) и жизнь его была благополучна. Документов, указывающих, сколько составил гонорар за портреты четы Солманса и Коппит, не сохранилось, но, основываясь на ценах других картин, можно предположить, что за каждый из портретов было заплачено по крайней мере по 500 гульденов.

Как и «Урок анатомии», парные партреты Мартена Солманса и его жены стали новаторскими произведениями Рембрандта, некоторые искусствоведы даже стали их называть “братом и сестрой «Ночного дозора»”. Полнометражные портреты в натуральную величину были редкостью в тогдашних Нидерландах. Они встречались у живописцев из Фландрии и стран юга Европы, причем изображали в этом стиле, как правило, членов королевских семей или крупных аристократов. Мартен и Опьен тоже выглядят гордо, почти царственно, но это семейство крупных предпринимателей буржуазного государства, представители новой аристократии, для которой состояние банковского счета и деловая репутация важнее длинных родословных.

 
 

Признаем, наряд молодого мужа далек от идеалов кальвинистской скромности. На Мартене наряд из дорого черного атласа с роскошными кружевами на воротнике, отделке камзола, обшлагах рукавов и подвязках. Одни только гигантские кружевные венчики на пряжках его башмаков способны произвести неизгладимое впечатление. Перчатка, которую Мартен Солманс держит в руке, символизирует его верность своей избраннице. Жена на первый взгляд кажется одетой более скромно. Но на ее плечи и грудь тоже опускается кружевной воротник изящной отделки, кружевами отделано платье. Венчики на туфлях тоже присутствуют, но они миниатюрнее, чем у мужа. Зато мы можем заметить несколько изысканных украшений: жемчужные серьги, жемчуг на украшении прически, ожерелье из четырех нитей жемчуга и браслет на левой руке – из трех. На обеих руках у дамы золотые кольца, а третье кольцо висит на цепочке на шее. В правой руке она держит веер из страусовых перьев, прикрепленный к поясу довольно массивной золотой цепочкой.

Позднее у изображенной на портретах пары родилось трое детей: Хендрик (1634), Ян (1636) и Корнелия (1637). После смерти мужа Опьен вышла замуж вновь за капитана Мартена Питерса Дай (Daey), также вдовца, прибывшего со службы из голландских владений в Бразилии. Новый муж в Голландии служил в городке Мартенсдик, в 1650 году участвовал в обороне Амстердама от войск Вильгельма II, затем командовал полком. В 1651 году у Мартена Питерса и Опьен родился сын Хендрик. В 1660-х Опьен, ставшая вдовой, жила в доме на канале Сингел. В передней комнате были повешены портреты супругов. Также в доме имелись еще две картины Рембрандта: «Портрет старика» и «Святое семейство». После ее смерти картины оставались в собственности семейства Дай. Из-за этого некоторое время считалось, что портреты изображают не Мартена Солманса и Опьен Коппит, а Мартена Питерса Дай и его первую жену Матильду Дорн.

Пара портретов находилась в частных коллекциях в течение долгого времени, переходя по наследству, в качестве приданого или же продаваясь. В 1877 году после смерти Анны Луизы Агаты ван Винтер ее девять детей решил продать принадлежавшие ее картины, и в числе 67 произведений искусства эти парные портреты приобрел барон Гюстав де Ротшильд (1829-1911), заплативший полтора миллиона гульденов.

Продажа картин во Францию вызвала бурную реакцию в прессе. Правительство Нидерландов пыталась воспрепятствовать их вывозу, но конкурировать с богатством Ротшильда оно было не в состоянии. Последствием этого события стало появление в 1883 году Рембрандтовской ассоциации, одной из целей которой стал сбор средств для предотвращения подобных потерь национальных шедевров. Портреты Мартена и Опьен оставались в коллекции Ротшильдов более столетия и выставлялись за это время лишь дважды: в Рейксмюсеуме и Музее Бойманса – ван Бёнингена в Роттердаме.

В марте 2015 года поступила сенсационная новость, что Эрик де Ротшильд намерен продать эти портреты за 150 миллионов евро и уже обратился в министерство культуры Франции за разрешением на вывоз их за пределы страны. Вскоре пресса узнала, что соответствующее разрешение он получил. Издание La Tribune de l’Art недоуменно спросило, почему портреты не были объявлены национальным достоянием, ведь это по закону позволило бы заблокировать их экспорт на срок до 30 месяцев, чтобы французские музеи смогли собрать необходимую для покупки сумму. Министерство культуры и Лувр ответили на это, что найти требуемые деньги ни за 30 месяцев, ни за больший срок они бы все равно не смогли, так что запрет вывоза не имел смысла, как ни жаль.

Пока французы сожалели о шедеврах, которые вот-вот покинут страну, голландцы готовились к бою, стремясь вернуть работы Рембрандта на родину. Они объявили о намерении собрать 160 миллионов евро, чтобы перекрыть цену, которую был готов заплатить неизвестный покупатель. Эрик де Ротшильд против этого не возражал. К середине сентября было достигнуто предварительное соглашение, по которому 80 миллионов должно было выделить правительство Нидерландов, а другие 80 миллионов – Рейксмюсеум.

Через три дня вновь выступило французское министерство культуры, заявив о готовности купить один из двух портретов за 80 миллионов евро. Наконец, 30 сентября Франция и Нидерланды объявили, что успешно пришли к соглашению о совместной покупке шедевров. Обе страны изыскали по 80 миллионов. Французские законы требуют, чтобы каждая из сторон стала владельцем конкретной картины, поэтому Франции досталась Опьен Коппит, а Нидерландам – Мартен Солманс. Но, согласно договору, в действительности картины разделяться не будут. Это первое соглашение такого рода между Лувром и Рейксмюсеумом.

Так как на момент покупки 1 февраля 2016 года портреты находились в Лувре, то этот музей выставил их первым. Чуть больше месяца реставраторам потребовалось, чтобы расчистить холсты, и 10 марта они были торжественно представлены публике. На это мероприятие прибыли президент Франции Франсуа Олланд и король Нидерландов Виллем-Александр с королевой Максимой. В Лувре портреты пробудут до 15 июня, после чего будут перевезены в Амстердам, где их выставят в одном зале с «Ночным дозором».

После трех месяцев в экспозиции Рейксмюсеума портреты вновь спрячут для более тщательной реставрации, которую возглавят глава отдела живописи Лувра Себастьян Аллар (Sébastien Allard) и директор коллекции Рейксмюсеума Тако Диббитс (Taco Dibbits). Затем портреты вновь на три месяца будут представлены в залах Лувра, а после этого череда кратковременных экспозиций закончится. Портреты будут выставляться в Амстердаме и Париже сначала по пять лет, потом по восемь лет. При этом Лувр и Рейксмюсеум договорились, что эти картины не будут передаваться на выставки в любые другие музеи.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Титан Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные здоровье землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты кибернетика киты климатология клонирование комары комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина металлургия метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука нацпроекты неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод питание планетология погода политика право приматы природа психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность собаки сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство цифровизация школа экология электрохимия эпидемии эпидемиология этология язык Александр Беглов Древний Египет Западная Африка Латинская Америка НПО «Энергомаш» Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп защита растений информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии климатические изменения компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция физическая антропология финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов дело Baring Vostok Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PayPal PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.