Президентская гонка в США: третий кандидат

В президентской гонке в США наметился еще один участник, помимо двух традиционных потенциальных номинантов, выдвигаемых от демократов и республиканцев. В минувшие выходные на партийном съезде либертарианцев был определен третий кандидат в президенты США Гэри Джонсон. Обычно «третьи кандидаты» не доходят до президентских выборов, но в этом году есть вероятность, что это все-таки произойдет.

Две главные партии США в этом году поглощены противоречиями, и Либертарианская партия, позиционирующая себя в качестве альтернативы, оживилась, так как увидела в этом шанс выйти в политический мейнстрим, пишет NY Times. В обычном случае у нее такого шанса практически нет. Но сейчас фактором в ее пользу стала массовая неудовлетворенность потенциальными номинантами как от республиканцев (Дональд Трамп), так и от демократов (Хиллари Клинтон).

Либертарианская партия – это третья по величине электората партия в США, объясняет NY Times, но обычно она находится в тени и считается маргинальной, потому что большинству граждан она кажется либо слишком либеральной по социальной линии, либо слишком консервативной в экономическом плане. Теперь со стороны республиканцев появился Трамп, попирающий каноны консерватизма и потому не пользующийся симпатиями со стороны значительной части республиканского электората, а со стороны демократов — очень популярный Берни Сандерс, за которого голосовали как за альтернативу Клинтон. Таким образом, появилось значительное число избирателей, которым не нравятся наиболее вероятные номинанты. Либертарианцы могут рассчитывать на часть голосов этих избирателей.

В победу либертарианцев на президентских выборах, конечно, серьезно верят разве что их самые фанатичные приверженцы. Но не исключено, что если они будут участвовать в выборах, то действительно наберут рекордно большое для себя число голосов. Им это на руку, с точки зрения экспансии в национальном масштабе. Кроме того, опросы общественного мнения показывают, что гражданам всё больше нравится идея наличия на выборах третьего кандидата.

Если Джонсон наберет по опросам больше 15% голосов, то станет третьим кандидатом, и это будет первым подобным случаем с выборов 1992 г. Это, как минимум, обеспечит партию большим медийным ажиотажем при незначительных финансовых затратах.

Собственно, медийное внимание они уже к себе привлекли, как написал Wall Street Journal в минувшую пятницу. Обычно такие события как съезд либертарианцев крупные СМИ просто игнорируют как малозначимые. В этом году на съезд аккредитовалось порядка 250 корреспондентов. Предыдущий всплеск популярности либертарианцев имел место в 2012 г., но тогда число заинтересовавшихся журналистов не превышало 20 человек.

The Economist также отмечает небывалое оживление вокруг партии, насчитывающей всего 11 000 членов по всей стране и обычно вызывающей интерес только у людей, одержимых идеей послаблений по огнестрельному оружию и легализации марихуаны. Теперь ситуация такова, что 60% избирателей отчетливо не любят Трампа и 55% не хотят голосовать за Клинтон. Всё больше граждан заявляют об отсутствии партийных симпатий. Десять лет назад таких «независимых» было 30%, теперь их доля возросла до 42%.

При этом Джонсон уже начал делать ставку на Сандерса, заявляя, что соглашается с ним практически по всем пунктам. Вопрос только в том, кто действительно решится за него голосовать.