10 декабря 2019, вторник, 06:31

Кинжал Тутанхамона и метеориты

Кинжал Тутанхамона
Daniela Comelli/Wiley Online Library

Новое исследование, проведенное международным коллективом ученых, установило, что кинжал, обнаруженный в 1920-е годы в гробнице Тутанхамона (умер в 1323 году до н. э.), был изготовлен из метеоритного железа.

Кинжал лежал на правом бедре погребенного. Его ножны были сделаны из золота, на них были выгравированы лилии и голова шакала, украшенная перьями. Сам кинжал имел золотую рукоять, богато украшенную эмалью и хрустальным навершием. Но материал лезвия кинжала был для египтян куда ценнее золото. Железо было большой редкостью в ту эпоху. Основным металлом в египетской цивилизации вплоть до ассирийского завоевания (656 – 639 годы до нашей эры) служила бронза. Находки железных предметов в египетских погребениях крайне редки.

С момента обнаружения железного кинжала в гробнице Тутанхамона ученые спорили, сделан ли он из метеоритного железа или же металл имеет земное происхождение. Использование метеоритов для выплавки металла было известно в древности. Добывать железо из земной руды было непростой задачей из-за его высокой температуры плавления (1538° C), для сравнения медь плавится при 1083,4° C, олово при 231,93° C, золото при 1063° C, серебро при 960,8° C.

Археологам удалось определить, что из метеоритного железа около 3100 года до н. э. был сделан кинжал, найденные при раскопках шумерского города Ура. Гипотезу о метеоритном происхождении кинжала Тутанхамона поддерживало и обнаружение в Египте нескольких ударных кратеров, оставленных железными метеоритами. Возраст одного из них, согласно исследованию 2008 года, составляет более пяти тысяч лет, а значит он возник задолго до Тутанхамона. Предполагается, что к железу относится название «небесный металл», встречающееся в египетских текстах. Использование метеоритного железа известно и в Хеттском царстве, и на Крите минойской эпохи. Однако есть упоминания, что в Египет доставлялось и железо, добытое в Передней Азии. В документах XIV века до нашей эры, найденных в Амарне, говорится, что в дар от царя Митанни получены изделия из железа.

Два предшествующих исследования кинжала Тутанхамона дали противоречивые результаты. Железные метеориты (сидериты) содержат большое количество никеля, а также примеси из кобальта, фосфора, серы и углерода. Если в железе, которое выплавлено из земной руды, содержание никеля не превышает 4 %, то в метеоритном железе оно составляет не менее 5 %, а может достигать даже 35 % массы. Первое исследование кинжала Тутанхамона было проведено в 1970 году. Его авторы утверждали, что в металле обнаружено высокое содержание никеля, а значит железо получено из метеорита. Однако подробный отчет с описанием методики исследования так и не был опубликован.

В 1994 году было сделано новое исследование с использованием рентгенофлуоресцентного анализа. Он состоит в определении входящих в состав образца химических элементов на основе анализа спектра излучения, выделяемого при попадании на образец рентгеновских лучей. Фотоны высокой энергии в рентгеновских лучах, попадая на атомы, вызывают в них переход электронов на более высокие энергетические уровни. Спустя всего миллионную долю секунды, электроны возвращаются на обычные позиции, а избыток энергии выделяется в виде фотона. Атомы каждого элемента выделяют такие фотоны со строго определенным уровнем энергии, например, атомы железа испускают фотоны с энергией равной 6,4 кэВ. По количеству выделенных фотонов и их энергии можно определить состав вещества. В исследовании 1994 года, согласно данным авторов, никеля в кинжале оказалось не более 2,8 %, что слишком мало для метеоритного металла.

Недавно за изучение кинжала взялись ученые из Миланского политехнического университета, Университета Пизы, Каирского музея, Фаюмского университета и Туринского политехнического университета. Возглавила их профессор материаловедения Даниэла Комелли (Daniela Comelli) из Милана. Они также использовали рентгенофлуоресцентный анализ. Для изучения были выбраны два участка лезвия, которые сравнивались с одиннадцатью образцами метеоритов известного состава и таким же числом образцов сертифицированной стали. В итоге анализ показал, что лезвие содержит 11 % никеля, то есть соответствует характеристикам метеоритного железа. Также гипотезу о метеоритном происхождении подтверждает и содержание в сплаве кобальта – 0,6 %.

Итоги исследования опубликованы в журнале Meteoritics and Planetary Science.