НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро. 3 июня

Цех подготовки и перекачки нефти наиболее выработанного месторождения --Холмогорского
Цех подготовки и перекачки нефти наиболее выработанного месторождения --Холмогорского
 
 

В ближайшее время состоится совещание по налогообложению в нефтяной отрасли, сообщил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович. Отвечая на вопрос о своей позиции, политик выразил мнение, что надо «двигать» налог на финансовый результат.

Напомним, что законопроект о переходе на налогообложение финансового результата предполагает, что система налогообложения в виде налога на прибыль от реализации добытой нефти будет относиться к специальным налоговым режимам. Сообщается, что компании, которые перейдут на НФР, будут продолжать уплачивать все предусмотренные российским законодательством налоги, кроме НДПИ. Налогооблагаемая база для НФР – прибыль от реализации нефти, а не вся выручка, как для НДПИ.

Авторы законопроекта предлагают сначала ввести налог на ряде пилотных месторождений и опробовать его эффективность в течение трех-пяти лет. Ставку налога на таких проектах предлагается установить на уровне 60%, 48% из них будут перечисляться в федеральный бюджет, 12% — в региональный. Помимо этого, также останется налог на прибыль организаций в размере 20%. Предполагается, что снижение налогооблагаемой базы даст возможность компаниям инвестировать в труднодоступные залежи. О своей поддержке НФР уже заявил глава «Лукойла» Вагит Алекперов.

Министерство финансов ранее выступало с альтернативным законопроектом о введении налога на добавленный доход, ставка которого составляла бы 70% для новых месторождений. Но на днях стало известно, что Минфин не представил проект своего закона об НДД, и на сегодняшний день НФР намного лучше проработан. Об этом сообщили «Ведомости» со ссылкой на двух чиновников.

Руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы, Александра Суслина заметила, что идея не нова: «Нефтяники и нефтяные лоббисты в бюджете уже давно хотят отказаться от НДПИ и перейти на какой-нибудь другой налог, назовите его как хотите «на финансовый результат» или «на дополнительный доход», так или иначе — на принципиально другой способ оценки изъятия нефтяной ренты», — говорит она.

Суслина добавляет, что действующий налог в нефтяной отрасли доказал свою эффективность: «Разговоры ведутся очень давно, и поскольку решение до сих пор не принято, я думаю, оно не принято потому, что существующий сейчас НДПИ — это налог, который достаточно эффективно выполняет свою главную фискальную задачу, он хорошо и качественно собирает в бюджет деньги».

«Что касается остальных вариантов налогов, которые предлагаются, понятно, почему их очень сильно хотят нефтяники: потому что они предполагают совершенно другой подход к измерению ренты, и этот подход близок к простому изъятию налога на прибыль. То есть принцип тот же, что у налога на прибыль. А учитывая, что в нашей стране прибыль очень сильно размывается и выводится в офшоры, то, конечно, им это выгодно, потому что тогда можно и рентную прибыль таким же образом использовать. Я не хочу их обвинить заочно в том, что это делают все, но тем не менее в странах типа нашей, где уровень офшоризации очень велик, и никаких особо мер по борьбе с этой офшоризацией особо не принимается, переводить такой хороший налог типа НДПИ на рельсы налога на прибыль — это наступать на те же грабли. Поэтому я надеюсь, что пока у нас значительно не улучшится институциональная среда, мы не переедем на налог на добавленный доход или как хотите его называйте, потому что просто бюджет потеряет достаточно большой кусок нефтегазовых денег, который ничем не компенсируются, потому что деньги просто куда-то уйдут, и мы их даже не найдем», — делится размышлениями Александра Суслина.

Она уверена, что именно это является главной опасностью изменения налогов в нефтяной отрасли: «Понятно, что нефтяники этого хотят, потому что для них это выгодно, это существенное снижение налогового бремени, но для бюджета это совершенно не выгодно, соответственно, и для всех граждан тоже», — заключила эксперт ЭЭГ.

Заместитель начальника управления анализа рынка акций ИК «Велес Капитал» Василий Танурков, напротив, переход на этот налог скорее поддерживает. «Это произойдет, насколько бы обсуждения ни затягивались, просто потому, что это более эффективный вариант системы налогообложения, чем та, которая есть сейчас, с учетом постепенного падения доли экспорта в общей добычи России в перспективе. Но с учетом того, что будут разрабатываться все более сложные месторождения, в какой-то краткосрочной перспективе я думаю, что этого не произойдет, потому что сейчас неподходящий момент для изменения системы налогообложения: бюджет и так в достаточно плачевном состоянии, и рост цен на нефть пока что не очень устойчив. Поэтому менять систему налогообложения сейчас, наверное, не будут», — считает он.

Танурков допускает разговоры о принятии каких-то решений сроком до 2019—2020 года. «Ну и понятно, что если они настолько долгосрочные, то все еще может поменяться и не один раз», — полагает аналитик.

Доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Иван Капитонов в беседе с «Полит.ру» напомнил, что идея введения налога на финансовый результат обсуждалось еще в конце прошлого года, когда шли разговоры об изменениях налоговой системы. «Но от этой идеи тогда отошли, потому что было непонятно, какое будет наполнение бюджета, и результат именно для бюджета выглядел сомнительно. Плюс этой системы заключается в том, что месторождения со сложными условиями добычи будут облагаться меньшим налогом, чем месторождения с хорошими условиями, и в таком случае мы получаем дифференциацию», — говорит Капитонов.

Однако он считает, что на сегодняшний день, после ряда попыток реформировать налоговую систему энергетической отрасли, нет смысла снова ее затрагивать: «Слишком часто меняются правила игры. В общем-то, в тех странах, где правила игры устанавливаются и действуют десятилетиями, а то и столетиями, бизнесу намного лучше и удобнее функционировать. У нас же налоговая система настолько неустойчива и так часто меняется, что бизнес просто не успевает подстроиться. Поэтому лично мне внедрение этой системы видится сомнительным, вряд ли она будет внедрена и вряд ли сейчас опять будут трогать энергетический бизнес», — подвел итог эксперт РАНХиГС.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.