НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Наутро, 8 июня

Автострахование
Автострахование
 
 

На днях Аналитическое кредитное рейтинговое агентство провело исследование рынка автострахования и опубликовало результаты. Согласно этим данным, средний размер убытка в ОСАГО быстро растет: только за последние два года этот показатель вырос с 65 до 78% (не учитывая расходов на ведение дел). Аналитики считают, что при сохранении текущей динамики уже к началу следующего года средний размер убытка по ОСАГО может вырасти до 94%.

Эксперты АКРА обосновывают свой прогноз возможным развитием деятельности автоюристов, ростом стоимости запчастей из-за девальвации рубля, а также увеличением лимитов выплат по имуществу и жизни. Сообщается, что рост убыточности угрожает стабильности системы. Кроме того, сложностью является неравномерное распределение убыточности по разным регионам. «Сохранение текущих тенденций приведет к существенным финансовым потерям автостраховщиков, возможным отказам от лицензий по ОСАГО и к необходимости очередного повышения тарифов», — говорится в отчете АКРА.

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев в разговоре с «Полит.ру» высказал сомнения относительно результатов этого исследования: «Я считаю, что агентство, которое предоставило эту информацию, говорит об общих тенденциях, хотя такой тенденции нет. У страховщиков есть проблемы, но они на сегодняшний момент, насколько я знаю, в трех областях: Волгоградской, Ростовской и Краснодарском крае. Из-за чего проблемы возникли? Из-за того что они навязывали дополнительные услуги, эти дополнительные услуги привели к тому, что люди, не зная, как бороться со страховщиками, переуступают свои права автоюристам», —говорит он.

«В результате появилось очень большое количество автоюристов, которые в судах взыскивают суммы со страховщиков, и это проблема не граждан, это проблема самих страховщиков. А то, что страховщики опять хотят все переложить на плечи граждан — это можно делать до бесконечности, но тогда это просто приведет к реальной войне, когда люди будут все отдавать автоюристам, юристы будут очень много зарабатывать, но при этом будут терять страховщики и отчасти сами граждане», — поясняет Канаев.

Однако он уверен, что выход есть, но для того, чтобы его найти, представителям сторон необходимо сесть за стол переговоров и обсудить все возможные варианты. «В случае, если страховщики пойдут по пути повышения тарифов ОСАГО огульно и для всех, то я думаю, что это неминуемо приведет к социальному взрыву в регионе, либо на федеральном уровне», — заключил руководитель ФАР.

Доцент кафедры финансового менеджмента, управленческого учета и международных стандартов финансовой деятельности Высшей школы финансов и менеджмента РАНХиГС Дмитрий Тихонов в свою очередь подтвердил тенденцию роста убыточности ОСАГО, которую зафиксировало АКРА: «Ползучая инфляция точно есть. У нас на иномарки требуются импортные детали, которые вследствие сильного ослабления курса рубля нам обходятся дороже, естественно и зарплаты растут, это тоже влияет. Поэтому общая тенденция действительно такая есть, что с ней делать сказать трудно. Видимо, действительно придется как-то повышать тарифы», — полагает эксперт академии.

«Наверняка это проходит через Центральный банк, который сейчас отвечает у нас за страхование как орган госнадзора. Соответственно, видимо, будет какое-то государственное решение, насколько это страхование будет увеличено», — добавляет Тихонов.

«К тому же, то, что лимиты выплат были увеличены — это тоже правильно, потому что я знаю было много случаев у автомобилистов, которым после аварии совсем не хватало старого лимита. То есть повышение лимита — это правильная тенденция к тому, чтобы застрахованная сумма была похожа на ту, которую действительно придется выплачивать.

Когда страховые взносы выросли, моя семья их заплатила, семьи тех, кого я знаю, тоже их заплатили, и наверное, говоря об ОСАГО, в случае еще какого-то повышения, его все равно заплатят. Конечно, мы будем ругаться и негодовать, если такие увеличения будут происходить практически раз в два года (в нынешнее время никакие дополнительные расходы нас не радуют), но, наверное, мы с этим свыкнемся», — рассуждает Дмитрий Тихонов.

«С точки зрения макроэкономики, когда в стране плохая экономическая ситуация, у нас остается меньше 15 субъектов федерации с приличными доходами, то есть это регионы, где и с бюджетом все нормально, и у людей деньги есть. При нормальной ситуации в экономике, число таких регионов около 35. Соответственно, когда дела ухудшаются, в бедных регионах действительно денег не хватает, поэтому если человек выбирает: купить ему еду или ОСАГО, то я полагаю, что он все-таки выберет еду. Опять же, скорее всего, это будет не полный отказ, а какой-то «филькин» подход, покупка дешевых подделок, которые условно позволят пройти техосмотр, или которые можно предъявить сотруднику ГИБДД в случае проверки. Наверное, такая ситуация возможна. Это же не является более дешевой заменой, это в чистом виде фальшивка, которая не имеет никакой силы», — резюмирует доцент Президентской академии.

Напомним, что в последнее время в различных регионах России возникают трудности с покупкой ОСАГО автомобилистами. В связи с этим глава Всероссийского союза страховщиков и Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс заявил, что на российском страховом рынке может появиться государственный страховщик ОСАГО. Это произойдет, если проблема доступности обязательной "автогражданки" так и останется нерешенной. По его словам, это один из вариантов «плана Б». «Собственно, сегодня это прозвучало: если сами не справитесь, то как с НПК (Национальной перестраховочной компанией — ред.) будет…. Или мы справимся коллективным разумом, путем, в том числе, жертв со стороны больших и малых компаний. Или мы с этим не справимся и будет другое решение»,— приводит РИА Новости слова Юргенс после его встречи с директором департамента страхового рынка Банка России.

С 1 июня в пяти регионах России был запущен новый механизм продаж полиса ОСАГО, направленный на их увеличение. Так, в рамках новой программы компании, входящие в РСА, должны продавать полисы и других компаний из РСА. При этом такой механизм не является обязательным, он скорее опционален и направлен на удобство автомобилистов, которые получат возможность выбора. Кроме того, среди последних изменений, касающихся «автогражданки», можно выделить возможность автомобилиста отказаться от дополнительных, навязанных страховой компанией услуг в течение пяти дней после заключения договора.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.