Big data в помощь Терминатору

Российское государство начало интересоваться большими данными (big data), причем в плохом смысле этого слова. Саму технологию обработки огромных массивов информации уже давно и очень успешно применяет, например, Федеральная налоговая служба — теперь же речь зашла о введении специального закона о больших данных.

На Петербургском форуме глава Роскомнадзора Александр Жаров заявил, что в России может быть создан «национальный оператор больших данных», который будет отвечать за «оборот» данных о россиянах и отслеживать их трансграничную передачу.

Жаров уверен: регулировать сферу больших данных необходимо, поскольку сейчас практически любая информация о пользователях, даже та, что не отнесена законом к персональной, может быть использована для установления личности человека. В качестве примера Жаров привел эксперимент, который, по словам чиновника, приводила «одна глобальная социальная сеть». Компания проанализировала обезличенную информацию о своих пользователях, однако все равно смогла по косвенным признакам идентифицировать своих клиентов. «Даже косвенные данные, которые казалось бы не имеют никакого отношения к личности, превращаются в персональные», — утверждает Жаров.

Причем предметом регулирования может стать не только информация о россиянах, но и потоки данных, генерируемые техникой — например записи с камер видеонаблюдений, которые некоторые компании также анализируют, например, чтобы понять закономерность посещения клиентами тех или иных зон в больших магазинах.

При этом интересно, что в некоторых странах отношение не то что к большим данным, но даже к персональной информации совершенно иное. Можно вспомнить фильм «Терминатор», где робот искал Сару Коннор по телефонному справочнику или хотя бы заглянуть на сайт hitta.se, где можно узнать, какой недвижимостью и какими автомобилями владеет каждый житель Швеции, где живет, по каким номерам телефона отвечает и т. д.

Некоторые уже успели негативно отреагировать на слова Жарова. Директор по правовым вопросам и связям с законодательной и исполнительной властью «МегаФона» Анна Серебряникова в разговоре с «Коммерсантом» объяснила, что распространить на большие данные закон о персональных данных невозможно, но если подобное регулирование все-таки будет введено, то компании не смогут обмениваться информацией, сотрудничать при ее обработке, что «может лишить нашу экономику нескольких миллиардов долларов в год». По ее мнению, государству и индустрии нужно деперсонифицировать данные, договориться, по каким алгоритмам они могут обрабатываться, как должен выглядеть кодекс этики и конкуренция в этой сфере, что можно решить и путем саморегулирования отрасли.

Напомним, согласно поправкам в закон о персональных данных, которые вступили в силу 1 сентября 2015 года, российские и иностранные компании обязаны хранить данные российских пользователей только на территории России. Исключения сделаны для посольств, авиаперевозчиков, а также систем бронирования и СМИ.

Но заставить иностранные компании соблюдать этот закон пока не получается. Так, Alibaba и Google заявили о переносе серверов в Россию, а Facebook и Twitter предпочитают молчать — тем более, у них нет в России никаких представительств.