20 марта 2019, среда, 06:52

Лекарство от СПИДа – новый кандидат

Зараженный ВИЧ Т-лимфоцит человека (растровая электронная микроскопия)

Новое исследование, проведенные учеными из Медицинского центра департамента по делам ветеранов в Сан-Франциско (San Francisco VA Medical Center), показало, что новый препарат может оказаться способным усилить иммунную систему ВИЧ-инфицированных пациентов и помочь ей в борьбе с зараженными клетками. Исследуемый препарат основан на ретиноевой кислоте, производной витамина А.

Современная высокоактивная антиретровирусная терапия нацелена на то, чтобы подавить развитие вируса иммунодефицита человека в организме. Поскольку вирус обладает хорошей способностью к мутации, врачи применяют комплекс из трех препаратов, чтобы вирус не мог выработать устойчивость к лекарству. В результате вирусная нагрузка снижается, организм восстанавливает способность иммунному ответу и, в конечном итоге, улучшается качество жизни инфицированного человека. Сейчас пациент может прожить с вирусом в крови до глубокой старости, при условии что он регулярно принимает подавляющие вирус препараты. Но полного избавления от вируса антиретровирусная терапия не дает.

Главной проблемой при такой терапии остаются резервуары вируса внутри клеток, которые возникают еще на самой ранней стадии заражения. Препараты, применяемые при антиретровирусной терапии, на них не действуют, поэтому по прошествии времени латентные вирусы могут реактивироваться.

Согласно результатам исследования, латентные формы вируса в клетках зависят от подавления иммунной системы, а именно механизмов обнаружения вирусных патогенов и разрушения инфицированных клеток. Если угнетенную вирусом иммунную систему удастся активировать, она сможет выявлять и уничтожать вирусные резервуары. Авторы исследования установили, что в роли такого стимулятора иммунной системы больных может выступать ретиноевая кислота. В частности одно из производных этой кислоты – ацитретин – заставляет вирус иммунодефицита в клетках увеличивать транскрипцию своей РНК. Тем самым затаившийся вирус как бы вынуждается обнаружить свое местоположение, и иммунная система может выявить инфицированную клетку и вовремя уничтожить ее.

Руководитель исследования Пейлин Ли (Peilin Li) рассказывает: «Нынешняя модель лечения способна помочь управлять симптомами и повысить качество жизни пациентов, но это не лекарство. Пациенты должны полагаться на прием препаратов всю жизнь, выдерживая возможные побочные эффекты. Перед введением антиретровирусных препаратов в организм, его иммунная система должна быть усилена, чтобы стать способной немедленно распознавать и уничтожать вирус. Я думаю, что это откроет новые двери для борьбы с ВИЧ. В дальнейших исследованиях мы можем создать клинические решения, которые повысят мощность иммунной системы и станут надежным лекарством от болезни. Это пациенториентированный подход к лечению ВИЧ-инфекции, которые выходит за рамки борьбы с отдельными симптомами». Достигнутые Пейлином Ли и его коллегами результаты представлены в статье, которую опубликовал журнал Nature Medicine.

В настоящий момент еще несколько исследовательских групп заняты проблемой борьбы с латентным вирусом, который содержится внутри клеток ВИЧ-инфицированного пациента. Ученые из Оксфордского и Лондонского университетов и Университета Северной Каролины проводят свое исследование на материале всего одного пациента – мужчины, 59 лет из Лондона, который относится к так называемым элитным контроллерам (elite controller). У таких пациентов не смотря на инфицирование ВИЧ в течение многих лет сохраняется без антивирусной терапии стабильный уровень CD4 клеток, а вирусная нагрузка не превышает 50 копий в мл. Симптомы заболевания при этом, естественно, не проявляются. Элитные контроллеры составляют 0,3 % людей с ВИЧ. О некоторых других попытках справиться с резервными копиями вирусного генома в клетках пациентов мы рассказывали ранее в очерке «Борьба со СПИДом: новый раунд».

Сейчас исследователи предполагают, что клиническое применение препаратов, которые активируют иммунную систему при заражении вирусом иммунодефицита, может начаться уже в 2018 году.