25 сентября 2023, понедельник, 08:29
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

«Закон Яровой» направлен президенту

Заседание Совета Федерации
Заседание Совета Федерации

Совет Федерации одобрил принятый Госдумой «закон Яровой». Теперь многострадальный документ отправился на подпись президенту — вероятность наложения главой государства вето даже не рассматривается. Зато обсуждается, как именно седьмая Дума должна будет править законодательство, чтобы минимизировать ущерб от «закона Яровой». Перед началом заседания сенатор Антон Беляков предложил перенести рассмотрение закона, но его поддержали только 16 парламентариев.

Во вторник, напомним, внезапно против «закона Яровой» выступил Минтимир Шаймиев, первый президент Татарстана, который сейчас занимает должность государственного советника республики. Он обратился к парламенту Татарстана с просьбой дать поручение сенаторам от республики проголосовать против закона. Шаймиеву, по крайней мере на словах, не понравился блок поправок, ограничивающих миссионерскую деятельность — помимо прочего запрещается такая деятельность в жилых помещениях. «Из-за запрета миссионерской деятельности вне культовых сооружений вне закона окажутся обряды мусульман на дому», — возмутился Шаймиев.

«Каким-то конфессиям это подходит, а другим — нет. Как провести, например, у себя дома ифтар (вечернее разговение в рамадан)? Без молитвы он не сопровождается. Это касается никаха (обряд бракосочетания), поминания усопших родственников — все они проводятся дома. А за нарушение — штраф до миллиона рублей. Что, кто-то должен это контролировать?! Если контролировать — каким образом?» — задался вопросом Шаймиев. Законом, отметил он, «разрешено проводить эти обряды в храмах, на кладбищах». «Но если 40 градусов мороза или еще что-то! Или неоднократно намазы читаются», — объяснил он, заметив, что «и у других конфессий есть свои особенности».

Озабоченность Татарстана высказал на заседании Олег Морозов — сенатор от президента республики. Докладчик, глава комитета по обороне и безопасности Виктор Озеров, сказал, что поговорил с Шаймиев и заверил его, что для традиционных конфессий никаких угроз закон не содержит.

Впрочем, на вопросы Озеров отвечал достаточно расплывчато — например сенатор от Владимирской области Антон Беляков, судя по трансляции, остался неудовлетворен ответами на свои вопросы.

Хотя большинство сенаторов, конечно, поддерживали докладчика. Елена Мизулина смогла даже во время обсуждения напомнить парламентариям, что интернет опасен для детей, а значит его необходимо контролировать — иначе не избавиться от «героизации суицида» и сексуального преследования несовершеннолетних.

Некоторые сенаторы выступили против закона достаточно внезапно. Например, представитель парламента Севастополя Ольга Тимофеева заступилась за IT-отрасль, заверив коллег, что операторы физически не смогут исполнять новые нормы.

Проблемы мусульман, связистов и правозащитников, однако, не слишком озаботили сенаторов. Против ужесточения уголовного кодекса не проголосовал ни один сенатор, воздержались четверо, «за» проголосовал 151 человек. Против закона, который обязывает операторов хранить записи телефонных переговоров проголосовали пятеро сенаторов, девятеро — воздержались, 141 проголосовал «за».

Между тем министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров во вторник сообщил «Интерфаксу», что его ведомство подготовит поправки к нормам из «антитеррористического пакета», касающихся отрасли связи. По его словам, Минкомсвязи готово представить поправки как новому составу Думы, так и правительству. При этом характерно, что министерство не обладает правом законодательной инициативы — то есть Никифоров рассматривает возможность внесения документа «через дружественного депутата», то есть в обход правительства.

«К сожалению, та хронология, по которой закон принимался в версии второго чтения, не позволила комитету учесть или заслушать позицию министерства. Считаем, что возникнут серьезные вопросы с конкретным правоприменением закона. Уверены, что требуется целый ряд детализирующих поправок к статьям, которые касаются технологической сферы», — сказал Никифоров.

По его мнению, закон потребует поправок в части сертификации средств связи, ключей шифрования и хранения данных. Министр признал, что применение поправок о предоставлении спецслужбам средств дешифровки «является затруднительным».

Накануне голосования руководители МТС, «МегаФона», «ВымпелКома» и Tele2 попросили спикера Совета Федерации Валентину Матвиенко не принимать «закон Яровой», поскольку его выполнение обойдется крупнейшим операторам в 2,2 трлн руб. Операторы считают, что выполнение закона обернется «возложением на операторов дополнительной обязанности по хранению содержания сообщений связи, которое приведет к многократному росту тарифов на услуги связи для абонентов, деградации качества оказываемых услуг и остановке развития сетей связи на территории России».

По данным РБК, в правительстве уже собираются принять подзаконные акты, которые должны будут уточнить требования к компаниям: определение точных сроков, объема и порядка хранения данных законопроект оставляет правительству.

Представитель МТС, впрочем, в разговоре с изданием отметил, что подзаконными актами норму о хранении данных смягчить невозможно, а нужно пересмотреть только законодательно.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.