НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Выход из ЕС: юридические тонкости

Здание юридической фирмы Mishcon de Reya
Здание юридической фирмы Mishcon de Reya

Британская юридическая фирма Mishcon de Reya, представляя интересы клиентов, имена которых не разглашаются, пригрозила британскому правительству судом, если оно попытается начать процедуру выхода из ЕС в обход парламента.

Начало процедуры, объясняет Bloomberg, определяется обращением к статье 50 лиссабонского договора. Правительство Британии исходит из того, что решение о том, когда этот процесс будет начат, должен принимать премьер-министр. Mishcon de Reya настаивает на том, что роль премьер-министра здесь вторична, а главное – это согласие парламента. Такая постановка вопроса не отменяет результатов референдума, в котором большинство выступило за выход из ЕС. Но в любом случае процесс выхода не должен противоречить британскому законодательству.

Financial Times пишет, что за действиями юридической фирмы стоит группа компаний. По мнению авторов, новая постановка вопроса может осложнить процесс отделения от ЕС, так как большинство парламентариев выступали за то, чтобы остаться в блоке и будут и дальше выступать с аргументами о необходимости сохранить доступ к единому рынку.

Если исходить из позиций нынешних кандидатов в премьер-министры, которые, согласно версии правительства, должны принимать решение о сроках, то время начала процедуры определяется по-разному. Тереза Мэй и Майкл Гоув считают, что в пределах этого календарного года процедуру начинать нельзя. Андреа Лидсом и Лиам Фокс, наоборот, считают, что процедуру надо начать в сентябре или немногим позднее. Они ссылаются на то, что это внесет некоторую определенность, которая благотворно скажется на бизнесе.

 
Глава министерства внутренних дел Тереза Мэй/ wikipedia.org

Guardian поясняет, что юристы опираются на двусмысленность в формулировке 50-й статьи. Там сказано, что любая страна-участница может покинуть Евросоюз в соответствии со своими конституционными порядками. Здесь сразу возникает проблема статуса референдума, который в Британии ни к чему не обязывает ни правительство, ни парламент, а работает исключительно в уведомительном порядке. Иными словами, итог референдума, каким бы он ни был, не заменяет собой голосование в парламенте и не может служить основанием к действиям правительства в той же мере, что парламентское решение. В свою очередь, принятие таких решений без парламента будет противоречить закону и нарушать суверенность парламента.

Это не единственная возможная трактовка ситуации, комментирует Guardian. Так, для многих юристов проблемы, на которую указывает Mishcon de Reya, не существует, потому что у Британии формально конституции нет, а есть только корпус законов, которые фигурируют в качестве таковой. Еще часть юристов озадачены вопросом о том, что все-таки означает уведомительный характер референдума, с точки зрения закона. Mishcon de Reya утверждают, что итог референдума информативен, в первую очередь для парламента. Однако есть также мнение, что он может быть использован непосредственно премьер-министром. В этом случае отсутствие обязательств действовать в соответствии с результатом референдума выражается в том, что премьер-министр может выбирать, последовать этому результату или выбрать иную стратегию.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.