НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Увядший МАК

Самолеты в аэропорту "Домодедово"
Самолеты в аэропорту "Домодедово"

В федеральном правительстве сейчас обсуждается вопрос лишения Межгосударственного авиационного комитета (МАК) СНГ полномочий по проведению расследований авиапроисшествий на территории страны. Несмотря на то, что такой шаг выглядит достаточно логично, расторжение соглашений может повлечь за собой неприятные последствия.

В июне вице-премьер Аркадий Дворкович поручил проработать передачу полномочий МАК СНГ по расследованию авиационных происшествий российским органам, пишет газета «Коммерсантъ» со ссылкой на сои источники. Одновременно Россия может выйти из соглашений о гражданской авиации и об использовании воздушного пространства, заключенных в рамках СНГ в 1991 году, а также об условиях пребывания МАК на территории страны, которое было подписано в 1995 году.

 
Татьяна Анодина. Фото: premier.gov.ru

Характерно, что Россия начала отказываться от услуг МАК еще в конце прошлого года, когда Дмитрий Медведев распорядился передать отечественным ведомствам функции по сертификации самолетов и их деталей. Тогда, напомним, МАК заподозрили в конфликте интересов: организацию с 1991 года возглавляет Татьяна Анодина, мать крупнейшего на тот момент акционера «Трансаэро» Александра Плешакова. В тот момент «Трансаэро» как раз фактически оказался в состоянии банкротства, а МАК, будто бы в отместку, запретил эксплуатацию на территории страны одну из самых популярных моделей самолетов — «Боинг 737». Тогда проблема была решена, но соответствующие полномочия были изъяты.

 
Александр и Ольга Плешаковы на 20-летии компании "Трансаэро". Фото: Teperikova

Правда, возникла проблема дефицита кадров, из-за которой уже в апреле глава Росавиации Александр Нерадько предложил провести встречу для привлечения кадрового состава авиарегистра МАК к сертификации. Но в МАК эту инициативу расценили как «дестабилизирующую».

Возражает против выхода из соглашений со странами СНГ и Министерство иностранных дел. На Смоленской площади уверены, что денонсация авиасоглашений СНГ может быть расценен как «незаинтересованность России в региональном сотрудничестве в сфере гражданской авиации». Как говорится в послании, которое МИД направил в Министерство транспорта, первым делом необходимо создать аналогичную независимую национальную структуру, а уже потом отзывать полномочия МАКа.

При этом в соответствии с регулирующей авиаперевозки Чикагской конвенцией, которая вступает в силу в конце года, ответственная за расследования структура должна быть подотчетна парламенту или правительству, но при этом быть «за рамками авиационных ведомств». Последний факт не позволяет передать функции МАК Центру обеспечения расследования авиапроисшествий при Минобороны.

 
Крушение польского Ту-154 под Смоленском. 2010 год. Фото: CC BY-SA 2.5

При этом МАК — единственная в Европе структура, которая расследует авиапроисшествия на территории нескольких государств, в остальных странах, в том числе не слишком крупных, существуют свои национальные агентства и службы.

Глава Infomost Борис Рыбак в своем комментарии «Коммерсанту» указал, что создание национальной структуры с нуля потребует существенных временных и материальных затрат, а также породит дипломатические проблемы. Он напомнил, что Межгосударственный авиационный комитет при создании унаследовал все ресурсы от своего предшественника — Госавианадзора СССР.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2022.