Польша приняла резолюцию, согласно которой трагедия в Волыни считается геноцидом. Речь идет о массовых убийствах поляков, а также украинцев, совершенных Украинской повстанческой армией в период с 1943 по 1944 гг. Президент Украины Петр Порошенко уже выразил в связи с этим решением сожаление, обосновав это тем, что принятие такой резолюции создаст почву для политических спекуляций. Принятие резолюции подвело итог продолжавшейся некоторое время оживленной дискуссии. По поводу этой дискуссии ранее в июле авторы в некоторых международных СМИ высказывали свои соображения.

В частности, подробный материал на эту тему опубликовал The Economist. Украинцы называют это трагедией, пишет автор, для поляков это массовая резня. В период с февраля 1943 по февраль 1944 гг. Украинская повстанческая армия убила порядка 100 тысяч поляков в Волыни и восточной Галиции – бывших польских территориях на западе Украины. Это до сих пор остается одной из самых темных и непонятных глав в истории этих двух стран. У поляков, объясняет автор, до сих пор сохранились идиллические представления о тех временах: поляки, украинцы и евреи якобы жили на этих территориях в мире и согласии. На самом деле все было сложнее.
В промежутке между войнами Польша использовала очень жесткую политику ассимиляции национальных меньшинств на своих территориях, опасаясь, что они образуют пятую колонну. Особенно это касалось белорусов и украинцев. Ущемлялись их культурные и религиозные права. Их земли отбирали и перераспределяли между польскими военными ветеранами.

Волынь стала площадкой уникального эксперимента в сфере национального строительства. Некоторые успехи были достигнуты, но потом программу свернули, украинцев стали не допускать к государственным должностям, начали подавлять протесты рабочих. Православные церкви разрушались, а их прихожан насильственно обращали в католицизм. В результате у украинцев срезонировали два импульса – коммунистический и националистический – и вылились в ответный удар по национальному признаку.
Таким образом, сформировалась взрывоопасная ситуация, которая привела к массовой резне. Вопрос о том, следует ли считать эту резню именно геноцидом, оговаривает автор, вызывает много споров. Кроме того, дискуссия развернулась на фоне ухудшения отношений между Польшей и Украиной. После побега бывшего президента Украины Виктора Януковича Польша стала главной союзницей Украины в ЕС. Но теперь она недовольна тем, что Киев не добивается больших успехов на пути проевропейского реформирования.

Польские дипломаты также жалуются, что украинские власти не защищают польские компании от рейдерства. Кроме того, украинских лидеров подозревают в том, что они могут склониться к сотрудничеству с Россией, а такая перспектива польским властям совершенно не нравится. Между тем, в обеих странах сейчас преимущество у правых сил, и это значит, что смягчение напряженности в ближайшее время, по мнению авторов, маловероятно.