24 марта 2019, воскресенье, 12:10
VK.comFacebookTwitterTelegramInstagramYouTubeЯндекс.Дзен

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

СКОЛКОВО

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

Женщины-праздники и мужчины-месяцы

Фрагмент Календарного фриза и его прорисовка
Фрагмент Календарного фриза и его прорисовка

Для древнегреческой культуры было характерно представлять абстрактные понятия и явления в виде аллегорических персонажей. Это особенно заметно в греческом пантеоне: боги и богини часто являются персонификацией сил и явлений природы или политических и социальных понятий, например, богини Демократия, Ирина (Мир), Оры (Времена года) и многие другие. Прием олицетворения распространялся на разные сферы жизни греков: на свадебных вазах изображались фигуры Счастья и Здоровья, а на панафинейских вазах Олимпиада – аллегория Олимпийских игр.

В афинской комедии V века до н.э. олицетворение является одним из излюбленных приемов драматургов. У Аристофана такие аллегорические фигуры, как Война, Мир, Богатство, Царство, Облака, Правда и Кривда находятся в центре сюжетной линии и взаимодействуют с главными героями. Комический поэт Кратин написал пьесу, в которой действуют Комедия и Пьянство; у Евполида есть комедия, где каждый из 24 хористов представляет собой какой-нибудь город; один из хоров Платона состоит из различных персонификаций островов; у Ферекрата в одной комедии появляются Поэзия, Музыка и Справедливость.

Женские персонификации встречаются чаще, чем мужские и в театре, и вообще в древнегреческой культуре. В комедии они часто становятся объектом сексуального влечения героев-мужчин. Например, в «Мире» Аристофана боги дарят главному герою невесту по имени Жатва:

Гермес

Так что же! В жены Жатву ты возьми себе,

На хуторе живи с ней, чтоб росли у вас,

Цвели и зрели гроздья виноградные!

Тригей

(к Жатве)

Так подойди ж и дай поцеловать себя,

Красотка! Вредно, думаешь, Гермес-дружок,

Поспать мне будет с Жатвой после долгих лет? (перевод А. И. Пиотровского)

В той же комедии герой показывает девушку Ярмарку зрителям, а затем передает совету старейшин, чтобы они оценили преимущество мирной жизни по сравнению с войной:

Тригей

Но Ярмарку должны мы отвести сперва

И передать Совету.

Раб

Это кто ж еще?

Та самая, с которой во Бравроне мы

Гуляли, нагрузившись молодым вином?

Тригей

Та самая, добытая в трудах.

Раб

Ой-ой!

Не зад у ней, а праздничное шествие!

Тригей

(зрителям)

Эй, кто здесь честный человек? Кому вручить

На сбереженье эту вот красавицу? (перевод А. И. Пиотровского)


В другой комедии старики фантазируют о девушке Примирении (в русском переводе – Тишина), с которой они будут проводить время, когда закончится война:

Тишина, свой лик прекрасный ты скрывала от меня,

Почему же нас с тобою бог Эрот не обручит,

Не придет, как на картине, осенив чело венком?

Иль ты думаешь, быть может, что негоден я и стар?

Будь моею – и увидишь, что на многое гожусь. (перевод С. К. Апта)

Женщины-персонификации не только являются залогом сексуальных развлечений во время празднеств, но и олицетворяют политический выбор мужчин прекратить войну и заключить мир, что является одной из важнейших тем в комедиях Аристофана.

В образе женщин предстают не только политические события, такие, как перемирие, но и религиозные – праздники и ритуалы. Девушка Ярмарка в оригинале – «Феория». Так назывались в древней Греции религиозные посольства, которые полис снаряжал на государственные деньги и отправлял в какое-нибудь святилище или культовое место на время праздника. Феория таким образом одновременно воплощает с одной стороны особое время в жизни общества, наполненное играми и ритуалами, а с другой стороны политический потенциал таких священных посольств и их значение для афинской дипломатии.

В других комедиях в виде женщин на сцене появляются конкретные греческие праздники. У Платона есть комедия «Праздники». Название во множественном числе часто указывает на состав хора (например, хор птиц в «Птицах» или хор облаков в «Облаках»), и, поскольку слово «праздник» по-гречески женского рода, можно предположить, что хористы в этой пьесе представляли различные праздники в виде женщин.

Аллегорические фигуры в комедиях могут представлять также один из дней какого-нибудь религиозного празднества. Обычно праздники продолжались в Греции в течение нескольких, чаще всего трех дней. «День» по-гречески тоже женского рода, поэтому персонажи в этом случае также женские. В одной комедии актер обращается к публике: «Вы хотите, чтобы я сказала вам, кто я? Я так называемая Дорпия... » Дорпия – это первый день праздника Апатурии, во время которого афиняне собирались по фратриям и устраивали обильные пиршества. Видимо, одного только костюма было недостаточно, чтобы дать зрителям понять, что перед ними олицетворение дня Дорпии, поэтому понадобилось словесное пояснение. В другой комедии пролог произносит Каллигенея, третий и последний день женского праздника Фесмофории. Еще одна комедия называется «Додеката» то есть «Двенадцатый день» – это второй день афинского праздника Анфестерии, который праздновался 11-13 числа месяца анфестерион. Во второй день происходило соревнование в винопитии, поэтому его называли также День Кружек. Если Додеката появлялась в комедии как аллегорическая фигура, скорее всего, она была изображена в виде горькой пьяницы.

В древнегреческом календаре праздничные дни могли справляться ежегодно, а могли быть привязаны к месячному циклу, например, дни рождения богов и богинь справлялись ежемесячно, а не ежегодно. Различные дни лунного месяца были посвящены различным божествам. Первые восемь дней каждого месяца считались в Греции особенно священными – в это время совершались наиболее важные обряды. Главным из этих дней был первый день месяца – «нумения» то есть «новолуние». Известно, что одна из комедий Евполида называется во множественном числе «Новолуния». Скорее всего, хор этой комедии состоял из 12 женщин-новолуний, первых дней каждого месяца. Поскольку в комическом хоре обычно 24 человека, второе полухорие могло состоять из 12 мужских фигур, олицетворяющих сами месяцы («месяц» по-гречески слово мужского рода).

 

Похожий «хор» мы находим на вазе начала IV века до н.э. работы мастера Эномая. Женские фигуры на этой вазе представляют праздничные ритуалы, процессии и празднества, которые совершались в разные месяцы года. Юноши символизируют сами месяцы и держат в руках атрибуты «своих» праздников, причем над головой каждого из них изображен лунный диск. Весенние и летние месяцы изображались моложе, чем осенние и зимние. Сохранилось еще одно, более позднее, античное изображение – календарный фриз, встроенный в здание церкви святого Елевферия (или Малая Метрополия) в Афинах. На нем изображены 12 месяцев вместе с символами и ритуалами праздников. Определить месяцы помогают знаки зодиака, которые тоже есть на фризе. Например, зимний месяц Посидаон предстает в виде мужчины с длинными волосами и бородой, закутанного в плащ и в сапогах, а рядом с ним соседствует изображение женщины-праздника и петушиного боя, который вероятно устраивался в этом месяце во время Сельских Дионисий. Летний месяц гекатомбейон – наоборот, молодой и наполовину обнаженный юноша, за которым идет женщина, олицетворяющая праздник Великие Панафинеи. Корабль, в котором везли пеплос богини Афины во время панафинейской процессии на этом празднике, также присутствует рядом.

Эти и другие изображения свидетельствуют о том, что греки любили воплощать свой календарь священных событий в искусстве: вазописи и рельефах. Театр не был исключением – в комедии религиозные и государственные праздники двигались, танцевали, пели и обращались к гражданам от имени драматурга и богов.

Обсудите в соцсетях

Система Orphus
«Ангара» Африка Византия Вселенная Гренландия ДНК Иерусалим КГИ Луна МГУ Марс Металлургия Монголия НАСА РБК РВК РГГУ РадиоАстрон Роскосмос Роспатент Росприроднадзор Русал СМИ Сингапур Солнце Юпитер акустика антибиотики античность археология архитектура астероиды астрофизика бактерии бедность библиотеки биомедицина биомеханика бионика биоразнообразие биотехнологии блогосфера викинги вирусы воспитание вулканология гаджеты генетика география геология геофизика геохимия гравитация грибы дельфины демография демократия дети динозавры животные землетрясение змеи зоопарк зрение изобретения иммунология импорт инновации интернет инфекции ислам исламизм исследования история карикатура картография католицизм кельты киты климатология комета кометы компаративистика космос культура лазер лексика лженаука лингвистика льготы мамонты математика материаловедение медицина метеориты микробиология микроорганизмы мифология млекопитающие мозг моллюски музеи насекомые наука неандертальцы нейробиология неолит обезьяны общество онкология открытия палеолит палеонтология память папирусы паразиты перевод планетология погода политика право приматы психиатрия психоанализ психология психофизиология птицы ракета растения религиоведение рептилии робототехника рыбы сердце смертность сон социология спутники старение старообрядцы стартапы статистика такси технологии тигры топливо торнадо транспорт ураган урбанистика фармакология физика физиология фольклор химия христианство школа экология эпидемии эпидемиология этология язык Древний Египет Западная Африка Латинская Америка Нобелевская премия РКК «Энергия» Российская империя Сергиев Посад альтернативная энергетика аутизм биология бозон Хиггса глобальное потепление грипп информационные технологии искусственный интеллект история искусства история цивилизаций исчезающие языки квантовая физика квантовые технологии компьютерная безопасность компьютерные технологии космический мусор криминалистика культурная антропология междисциплинарные исследования местное самоуправление мобильные приложения научный юмор облачные технологии обучение одаренные дети педагогика персональные данные подготовка космонавтов преподавание истории продолжительность жизни происхождение человека русский язык сланцевая революция финансовый рынок черные дыры эволюция эмбриональное развитие этнические конфликты ядерная физика Вольное историческое общество жизнь вне Земли естественные и точные науки НПО им.Лавочкина Центр им.Хруничева История человека. История институтов Протон-М 3D Apple Big data Dragon Facebook Google GPS IBM MERS PRO SCIENCE видео ProScience Театр SpaceX Tesla Motors Wi-Fi

Редакция

Электронная почта: [email protected]
Адрес: 129090, г. Москва, Проспект Мира, дом 19, стр.1, пом.1, ком.5
Телефон: +7 929 588 33 89
Яндекс.Метрика
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2019.