29 марта 2024, пятница, 18:20
TelegramVK.comTwitterYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

03 августа 2016, 18:42

«Истории про допинг станут уделом не самых популярных видов спорта»

Символы Олимпиады 2016
Символы Олимпиады 2016

Президент Международного олимпийского комитета (МОК) Томас Бах заявил 2 августа о необходимости реформировать антидопинговую систему. По его словам, члены МОК поддержали предложение о пересмотре ее после завершения бразильской Олимпиады. Он отметил, что, в частности, МОК не устраивает отсутствие полномочий прослеживать информацию по системе.

Днем ранее МОК предложил провести в 2017 году саммит по ситуации с допингом. СМИ сообщили, что в октябре состоится конференция на высшем уровне WADA, которая во многом определит задачи саммита. Одной из них определенно станет независимость антидопингового контроля от спортивных организаций.

Руководитель Всемирного антидопингового агентства (WADA) Крейг Риди сообщил, что агентство готово к реформам, однако отрицал наличие какого бы то ни было «политического» фактора в деятельности своего WADA, в том числе и в расследованиях о допинге в российском спорте.

 
РуководительWADA Крейг Риди

Реформа WADA неизбежна, так как ее работа критикуется со всех сторон; но в перспективе ей не станет проще — скорее, Олимпиады утратят свое значение, и тогда значение допинговых расследований сократится, считают эксперты.

Спортивный журналист Никита Белоголовцев отмечает, что в большинстве случаев WADA может только догонять и реагировать; к тому же действует неприятно для спортсменов, игнорируя презумпцию невиновности.

«WADA и в целом борьбу с допингом в спорте не критикует только ленивый. Причем критикуют за разное: кто-то  — за то, что все слишком мягко; кто-то — за то, что слишком жестко; кто-то — за то, что системно; кто-то — за то, что несистемно. Кто-то — за наличие "политического фактора", кто-то — за отсутствие. Объективная реальность такова, что спорт высоких достижений — в современном мире это еще и спорт высоких технологий.

Понятно, что в большинстве случаев WADA — это такое догоняющий и реагирующий орган, который вынужден подстраиваться под технический прогресс и все остальное. К сожалению, нужно признать, что борьба с допингом, по крайней мере в отдельных видах спорта, если не зашла в тупик, то находится в очень близком к тупику положении.

Например, возьмем тяжелую атлетику. В тяжелой атлетике из восьми спортсменов, которые заняли  первые восемь мест на Олимпиаде в Лондоне, шесть после были дисквалифицированы. Это перекроило медальную таблицу в этом зачете до неузнаваемости: если не ошибаюсь, в итоге занявший шестое место получил серебро.

Возможно ли бороться с допингом в тяжелой атлетике? Судя по всему, не очень. Просто потому что там ставки невероятно высоки для конкретных атлетов, и в условиях предельной конкуренции получается, что если не жрешь допинг, ты проигрываешь. Похожая ситуация в велоспорте, где просто косили косой. Ну, и вообще, если шире возьмем, во всех так называемых "циклических" видах спорта (это которые "кто быстрее добежит, кто больше накрутит, кто больше поднимет"). И совершенно непонятно, как с этим бороться.

Есть такая довольно популярная точка зрения: "Разрешайте им всё, потому что все жрут, а так хоть на гладиаторские бои посмотрим". Понятно, что Международный олимпийский комитета в сколь-нибудь обозримой перспективе на это не пойдет, потому что это противоречит всем идеалам олимпийского движения.

При этом понятно, и что WADA действует в таком странном русле: она частенько нарушает принцип презумпции невиновности, когда самые разные спортсмены, российские и нет, вынуждены доказывать свою невиновность; когда они вынуждены извещать обо всех своих перемещениях; когда допинг-офицер может появиться рядом с ними ночью, утром, в отпуске, где и когда угодно. 

Ситуация тупиковая, потому что непонятно, что делать. С одной стороны, отказываться от принципов хотя бы попытки чистоты в спорте нельзя. Но что делать, например, когда Лэнс Армстронг (знаменитый американский шоссейный велогонщик — прим.ред.) признается в употреблении допинга спустя много лет? Ну, конечно, те, кто в велоспорт глубоко погружен, и так догадывались. А что делать людям, следящим за этим видом спорта чуть менее пристально? Им что, следует сделать вывод, что велоспорт не стоит смотреть никогда? 

 
Лэнс Армстронг велогонщик

При этом деятельность WADA не распространяется на некоторые профессиональные лиги и некоторые виды спорта. Например, профессиональный бокс, где свои отношения с допинг-контролем — очень сложные, странные и противоречивые. Процедуры допинг-контроля там, как правило, в десятки раз более лояльны, чем олимпийский допинг-контроль.

Есть американские лиги, которые тоже живут по своим законам, и где совершенно непонятно, принимают ли люди что-то или нет, и где эту ситуацию совсем не спешат урегулировать. Например, одна из самых распространенных теорий заговора — теория об американских баскетболистах и гормоне роста. Так что тяжело быть WADA: тебя пинают со всех сторон, а ты должен соблюдать интересы гигантского количества участников процесса. 

Возможно ли построить более совершенную систему? Наверное, возможно. Но в условиях мировой спортивной бюрократии — тяжелой, неповоротливой — я не очень верю в том, что это осуществится. Ну, то есть, могут быть локальные реформы, но в том, что система может стать принципиально другой, я не уверен. Я, скорее, склоняюсь к тому, что в обозримой перспективе мы будем двигаться к миру закрытых профессиональных лиг, и не только по игровым видам спорта, а, возможно, и по олимпийским. И эти лиги, зависящие от денег, от рекламодателей, будут внутри себя каждая устанавливать свои правила.

Я думаю, что ценность Олимпийских Игр как одного их главных спортивных событий будет постепенно снижаться. А если не будет Олимпийских Игр, то и допинг-контроль зачем? То есть я думаю, что истории про допинг станут уделом не самых популярных видов спорта. А футболисты, баскетболисты и легкоатлеты будут соревноваться между собой по тем правилам, которые определят они сами или их рекламодатели», — объяснил Никита Белоголовцев.

Редакция

Электронная почта: polit@polit.ru
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2024.