Сирийская оппозиция и ее друзья

Англоязычные СМИ в связи с развитием событий в Алеппо обсуждают слухи о том, кто помогает сирийской оппозиции. В конце июля силы президента Сирии Башара Асада при поддержке России осадили часть Алеппо, находящуюся под контролем повстанцев, и открыли гуманитарные коридоры, чтобы вывести из зоны боевых действий мирных граждан и боевиков, сложивших оружие. Однако затем оппозиционные силы перешли в наступление и стали теснить Асада.

 ( Есть сведения, исходящие от активистов и собственно повстанцев, что оппозиции во время боевых действий поступали новое оружие, деньги и другие виды помощи.

Речь идет о стабильном поступлении помощи со стороны турецкой границы в течение нескольких недель. По мнению сообщивших об этом, помощь исходила от региональных сторонников, в том числе от Саудовской Аравии и Катара. Это, отмечает FT, странно сочетается с тем фактом, что силы повстанцев в Алеппо значительно увеличились за счет того, что к ним присоединилась джихадистская группировка «Джебхат Фатх аш-Шам», прежде существовавшая в качестве крыла террористической организации «Аль-Каида» под названием «Джебхат ан-Нусра», или «Фронт ан-Нусра» (террористические организации, запрещены в РФ).

Другие источники, тоже из числа повстанцев, полагают, что поддержка подступает от США, которые ради поддержки умеренной оппозиции игнорируют факт участия «Джебхат Фатх аш-Шам» в защите Алеппо. А сохранить контроль над Алеппо за повстанцами американцам нужно для того, чтобы у них оставался рычаг для давления на Россию и Иран, приводит FT мнение анонимного западного дипломата.

Также FT ссылается на мнение, что некоторые иностранные державы действительно могут быть заинтересованы в том, чтобы незаметно помогать оппозиционерам в Алеппо. Во-первых, это один из крупнейших городов Сирии и на настоящий момент главный оплот повстанцев, воюющих против Асада. Если они утратят над ним контроль, у них сразу станет меньше возможностей для отстаивания своих интересов в ходе переговоров. Во-вторых, первоначально планировавшиеся сроки мирных переговоров и так уже прошли, а боевые действия продолжаются. Саудовская Аравия, в частности, прямо заявляла, что в случае провала мирных переговоров, она усилит военную поддержку повстанцам.

Правда, отмечает FT, есть и мнение, что успехи оппозиции всё же объясняются скорее объединением с джихадистами. Проблем с оружием у повстанцев никогда не было, приводят авторы мнение анонимного западного дипломата. Проблема была в недостатке дисциплины, и этот недостаток теперь компенсирован объединением с организованными джихадистами. В этом случае, заключает FT, получается, что успех противников Асада обусловлен сотрудничеством с террористами, а вовсе не с иностранными противниками Асада, которые так и не смогли поддержать тех, кому они изначально обещали помощь.

Между тем, Guardian развивает тему «Новой сирийской армии» и британских спецназовцев в Сирии. Речь о присутствии британского спецназа в Сирии впервые зашла еще в июне с подачи газеты Times. Теперь BBC опубликовала сделанные в июне же фотографии британских патрульных автомобилей. BBC объяснила, что, по всей видимости, на фотографиях изображены британские силы, охраняющие повстанческую базу после атаки со стороны «Исламского государства» (ИГ, террористическая организация, запрещена в РФ). Также там была оговорка, что британские солдаты находились на базе в качестве обороняющей силы.

Представитель «Новой сирийской армии» сказал, что британская сторона также обучала ее бойцов и предоставляла им оружие и технику. «Новая сирийская армия», напоминает Guardian, была создана в 2015 г. при поддержке США. Целью была организация умеренных повстанцев в силу, способную противостоять ИГ. 

При этом планировалось, что управлять этой армией будут сами ополченцы. Этот проект многими рассматривался как неудачный, потому что мало кто из повстанцев согласен просто воевать с ИГ, не совмещая это с противостоянием режиму Асада. Гораздо эффективнее были те случаи, когда США напрямую координировали действия боевых организаций, как, например, было с курдами на севере Сирии.