28 января 2023, суббота, 22:47
VK.comTwitterTelegramYouTubeЯндекс.ДзенОдноклассники

НОВОСТИ

СТАТЬИ

PRO SCIENCE

МЕДЛЕННОЕ ЧТЕНИЕ

ЛЕКЦИИ

АВТОРЫ

12 августа 2016, 18:41

Светский разговор на политические темы

Дирижабль
Дирижабль

Совет безопасности России вынес на рассмотрение вице-премьера Аркадия Дворковича предложение директора Московской школы экономики МГУ академика РАН Александра Некипелова о «создании пространственных транспортно-логистических коридоров», которые бы соединили ЕС и АТР (Азиатско-Тихоокеанский регион) «с учетом интересов и безопасности РФ». Предполагается, что такая система транспортных коридоров, в проекте названная «Единая Евразия», сможет стимулировать развитие Сибири, Дальнего Востока и Арктики.

Как сообщила газета «Коммерсантъ», ссылающаяся на копии писем Дворковичу от Некипелова и заместителя секретаря Совбеза России Владимира Назарова и документацию по проекту, авторы проекта оценивают его в $220–240 млрд и высказывают мнение, что он не только поможет развитию российских территорий, но и подтолкнет США и страны Запада отменить антироссийские санкции в обмен на участие.

Единственной подробно описанной частью проекта, по сведениям издания, в настоящее время являются некие транспортные дирижабли АТЛАНТ. Как отметила газета, авторы проекта считают, что использование дирижаблей будет настолько выгодно экономически, что это повысит привлекательность стратегического транспортного коридора.

 
Дирижабль на побережье Европы / pixabay.com

Эксперты полагают, что оснований говорить о каких-либо экономических преимуществах использования дирижаблей в транспортной авиации пока нет. Такое мнение в беседе с «Полит.ру» выказал, в частности, Михаил Блинкин, директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики.

 
Михаил Блинкин

«Когда я слышу слово «дирижабль» или любые другие слова из старого технического арсенал – да даже и из новейшего, – я всегда прошу своего собеседника вот о чем: назовите мне сегмент грузовой базы, в котором ваш инструмент, будь то дирижабль или телепортация, будет лучше, чем тот инструмент, который сейчас уже присутствует на рынке.

Когда хотят дирижаблем через Сибирь куда-то в Арктику что-то везти, я спрашиваю: какие грузы? Какая грузовая база? Какая будет стоимость тонно-километра? И так далее. То есть переложения на транспортную конкретику можно обсуждать что угодно, не только дирижабли, но и телепортацию – пожалуйста!

Вот я всегда привожу простой пример: существующие транспортные технологии позволяют перенести контейнер с какими-нибудь гаджетами откуда-то из порта Шанхай в порт Гамбург, а потом еще по железной дороге или автомобилями доставить на какую-нибудь базу в ближнем Подмосковье, скажем, тот самый айфон, который находится у вас в руках. И в цене этого айфона, который вы купите в московском, гамбургском или варшавском магазине, цена перевозки будет составлять три цента. Потому что везут гигантский контейнер, и в нем таких гаджетов будет очень много.

Такой же пример я могу привести по поводу перевозки руды, металлоконструкций, да чего угодно! На каждый вариант есть своя копеечка, и есть сегмент, который тем или иным способом заполнятся какими-то технологиями. Так вот, на самом деле, расскажите мне: дирижаблями, телепортациями, трубками Илона Маска – расскажите, чем это будет лучше? Дешевле? Это будет лучше по линии just in time?

Без конкретики от этого остается просто светский разговор, светский разговор на политические темы, и все», – сказал Михаил Блинкин.

Между тем газета приводила утверждения авторов проекта, что стоимость одного дирижабля в серийном производстве не превысит $30 млн, тогда как каждое такое воздушное судно сможет заменить пять вертолетов Ми-8, которые сейчас применяются на Крайнем Севере. Дирижабль, по их оценкам, якобы можно окупить менее чем за четыре года, а прямая экономия составит около $8 млн в год за счет разницы стоимости летного часа по сравнению с вертолетами.

Говоря о гипотетической быстрой окупаемости дирижаблей и дешевизне перевозок с их помощью, Михаил Блинкин отметил, что рассматривать этот вопрос также бессмысленно без определения грузовой базы.

 
Кадр из фильма "Мимино" / kinopoisk.ru

«А что мы возим вертолетами Ми-8? Какую грузовую базу? Мы вертолетами возим некоторые экзотические конструкции. Это не разговор вообще – это разовые перевозки в каких-то конкретных технологических схемах. Ими, пример, металлоконструкцию удобно перетащить и так далее. Но в грузовой базе, которую мы обсуждаем, это занимает ноль целых ноль десятых процента! И вот в этих ноль целых ноль десятых процента мы заменим вертолеты на дирижабли?

Да на здоровье, пусть заменяют, но какое это отношение имеет к большой транспортной политике? Вот об этом речь», – заключил он.

Редакция

Электронная почта: [email protected]
VK.com Twitter Telegram YouTube Яндекс.Дзен Одноклассники
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством
Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и
средств массовой информации. Выходит с 21 февраля 1998 года.
При любом использовании материалов веб-сайта ссылка на Полит.ру обязательна.
При перепечатке в Интернете обязательна гиперссылка polit.ru.
Все права защищены и охраняются законом.
© Полит.ру, 1998–2023.